Волхвы и Вифлеемская звезда

Волхвы и Вифлеемская звезда

Слово волхвы (в британском «magi») происходит от латинского слова, взятого из греческого языка и обозначающего понятие «magoi», которое в свою очередь было взято из древнеперсидского языка и происходило от слова «magus». В древнем британском языке это слово звучало как «mage». Конкретно от него происходит современное английское слово «магия» («magic»). Одно из первых упоминаний о волхвах содержится в трудах Геродота, утверждавшего, что это потаенное сословие жрецов, которые жили в Мидии (сейчас это северо-западная часть Ирана и территория Курдистана).

Волхвы являлись представителями 1-го из 6 коренных мидийских племен. Когда в VI в. до н. э. эти земли оказались в составе Персидской империи, жрецы старенькой мидийской религии, возможно, происходившей из Месопотамии, решили привести свои древнейшие обычаи в соответствие с монотеистичной зороастрийской верой. Нет колебаний, что этот процесс был долгим и болезненным. Из письменных источников понятно, что когда персидский правитель Дарий Величавый (521—486 гг. до н. э.), один из первых царей династии Ахеменидов (560—330 гг. до н. э.), вызнал, что волхвы во времена Мидийского королевства занимались истолкованием снов, он даровал им привилегии в критериях новейшей гос религии Персии. Геродот писал о волхвах уже как о жрецах-зороастрах, выполнявших функции, кое-чем напоминавшие ритуалы шаманов либо лекарей. Не считая того, волхвы стали консультантами персидского правителя в вопросах астрологии, потому логично, что скоро их воздействие укрепилось, а слава о волхвах, как величавых мудрецах, распространилась по всей империи.

 

Принципиальным источником познаний о волхвах времен Дария стала коллекция древнеперсидских клинописных текстов 506-497 гг. до н. э. о вопросах административно-хозяйственного нрава в виде табличек с укреплений городка Персеполиса, в каких говорится как о религиозном, так и политическом воздействии волхвов на общество тех пор. Вобщем, совмещение должности управленца и жреца было обыкновенной практикой в государствах Близкого Востока тех пор. На волхвов, как на служителей культа, возлагались принципиальные обязанности, о чем свидетельствует яркое описание обряда жертвоприношения в столице Персии Персеполисе. Таблички дают информацию о волхвах как о «разжигателях огня», выполнявших особенный обряд, схожий на подношение огня верховному богу старых персов Ахурамазде (мудрейшему государю). Глиняные таблички повествуют о деятельности волхвов при дворе персидского царя, что подтверждают и свидетельства древнегреческих создателей: жрецы, на высоком уровне осуществлявшие религиозную деятельность, учавствовали в управлении государством.

После вторжения в Персию Александра Македонского зимой 331 г. до н. э. династия Ахеменидов закончила свое существование. Непременно, в старых источниках есть упоминания о неких обрядах, проводимых волхвами при дворе Александра, все же разумеется, что он разрушил многие зороастрийские святилища, может быть поэтому, что лицезрел в этой религии опасность собственной власти.

Греческий писатель и географ Страбон (63 г. до н. э. — 21 г. н. э.) обрисовывает секту волхвов в Каппадокии (сейчас центральная часть Турции), называя ее членов «разжигателями огня». Он гласит о храмах огня с алтарями, на которых повсевременно поддерживался пылающий огнь, куда волхвы «в больших шапках из войлока, достававших до щек и даже закрывавших губы» каждый денек приходили приблизительно на час и, держа над огнем ветку тамариска либо другого растения, читали заклинания. По-видимому, некие волхвы совершали путешествия на запад, останавливаясь в Греции и Италии. Следы их верований и обычаев можно отыскать в митраизме — старой потаенной религии, которая заполучила широкую популярность посреди римских легионеров в III — IV вв. Во времен Римской империи слово «волхв» стало употребляться дл. обозначения хоть какого представителя восточного культа, а с ро дением Иисуса — всех, кто был связан с мистикой, астрономы и истолкованием снов. Волхвы, по-видимому, признавали частью римского имперского двора, так как о их говорится как о ассистентах высокопоставленных бюрократ" и управленцев.

Евангелие от Матфея (сделанное в 60—80 гг.) является единственным источником, описывающем приход волхвов к Иисусу в Вифлеем. Тут говорится, что «в Иерусалим прибыли мудрецы с востока», которые проявляют энтузиазм к звездам. В таком случае, эти мудрецы были астрономами. Связь со звездами подтолкнула неких исследователей к мысли, что они прибыли из Вавилона — известного центра астрологии тех пор. Но, судя по исключительности даров, которые они принесли — золото, ладан и мирра — более возможным местом может стать Аравия, но в ней не было жреческой прослойки, состоявшей из волхвов. Матфей не упоминал о том, сколько было волхвов. Но количество даров дает подсказку, что их было трое. Эти дары имеют огромное символическое значение для христиан: ладан олицетворяет христианскую божественность, золото — царственность, а мирра, которая применялась для умащивания тел мертвых, символизировала Страсти Господни и будущую погибель.

Согласно Евангелию от Матфея, перед прибытием в Вифлеем волхвы повстречались с царем Иудеи Иродом, который был куклой в руках Римской империи. Лицезрев звезду на востоке, они попросили правителя указать им нового царя. Ирод, зная о ветхозаветном пророчестве, направил их в Вифлеем, но попросил на оборотном пути зайти к нему и обо всем поведать, чтоб он тоже сумел выказать свое уважение новорожденному Спасителю. Когда волхвы прибыли в Вифлеем, на небе опять появилась звезда. Они шли за ней, пока не отыскали царя иудейского и не вручили ему свои дары. Потом астрономам приснился вещий сон, предостерегающий от визита к Ироду с требованием ворачиваться в Персию другой дорогой.

Ирод был взбешен обманом и дал приказ об избиении невинных малышей, в итоге чего пострадали все малыши до 2-ух лет, которые находились в Вифлееме и его округах. Но Иосиф успел увезти Марию и малыша в неопасное место, в Египет.

Сейчас ведутся широкие дискуссии относительно звезды, которая вела волхвов в протяжении их долгого путешествия с востока в Иудею. Предлагаются различные разъяснения этому астрономическому явлению, в том числе версии о том, что это были метеоры, планетка Венера, явление стояние планет, рождение новейшей звезды, кометы и даже НЛО. На сегодня 2-мя более всераспространенными теориями являются версии о том, что звездой на востоке была либо планетка Юпитер, либо комета Галлея.

Греческое слово «aster», которое Матфей употребляет в Евангелии, описывая Вифлеемскую звезду, может толковаться и как комета. Но есть ли другие сведения о кометах в письменных источниках тех пор? В римский период числилось, что возникновение кометы извещает о катастрофических исторических событиях, к примеру о погибели правителя, а означает, в те времена она не могла ассоциироваться с рождением Мессии. Но волхвы турецкого побережья Темного моря считали кометы неплохим предвестием. Удачное правление царя Митридата VI связывалось с кометами — хорошими небесными предвестниками, о чем свидетельствуют монеты с их изображением. Возникновение кометы Галлея в 12 г. до н. э. повергло в кошмар всех обитателей Средиземноморья, сначала обитателей Рима, наблюдавших ее в небе над городом. Так как считается, что Ирод погиб в 4 г. до н. э., сейчас большая часть ученых склонны датировать рождение Иисуса примерно 12—4 гг. до н. э. А означает, комета Галлея могла быть так именуемой Вифлеемской звездой. Есть но некие противоречия в теории о комете. В Евангелии от Матфея сказано, что Ирод и обитатели Иерусалима не увидели Вифлеемской звезды в ночном небе, но этого не может быть, если идет речь о настолько приметном небесном объекте, как комета Галлея.

Юпитер в те времена был известен как звезда Зевса и обычно числился планеткой царей. Астролог Майкл Р. Молнар из Рутгерского института в Нью-Джерси интерпретирует слова из Евангелия от Матфея звезда «возвращается» и «стоит» как свидетельства об оборотном движении и стоянии планетки Юпитер.

Молнар нашел римскую монету, выпущенную в Антиохии, столице римской привинции в Сирии, и датируемую временем рождения Иисуса. На монете изображен астрологический символ Овна, повернувшего голову вспять, как будто оглядываясь на звезду. Молнар считает, что монета выпущена как напоминание о захвате римской Антиохией Иудеи в 6 г. н. э. Последующие исследования проявили, что в важной работе по астрономии Клавдия Птолемея «Тетробиб-лас» символ Овна трактуется как созвездие, контролирующее обитателей «Иудеи, Идумеи, Самарии, Палестины и Келесирии», другими словами земель, которыми управлял правитель Ирод. Таким макаром, звезда на монете могла символизировать судьбу Иудеи, оказавшейся под гнетом римской Антиохии. Это могло означать, что астрономы ждали рождение величавого Царя Иудейского, что предсказывало возникновение Вифлеемской звезды в созвездии Овна. Молнар уверен, что небесное явление, происшедшее 17 апреля 6 г. до н. э., когда Юпитер находился в созвездии Овна и Луна закрыла планетку, и было событием, указывшим на рождение божественного малыша. Хотя для доказательства этой версии нужно выполнить еще не одно исследование, на сегодня она является более аргументированной и свидетельствует о том, что волхвы из Персии следовали за истинной звездой (в этом случае за Юпитером), которая скоро привела их в Вифлеем к будущему Царю Иудеи.

Б.Хотон "Величавые потаенны и загадки истории"

Похожие статьи: