Тучи над Русью
В 1582 году уральские промышленники Строгановы пригласили донского казака Ермака и его товарищей для защиты собственных владений от набегов сибирских татар. Ясно, что они знали, кого приглашать. Ермак оказался человеком очень предприимчивым и за дело взялся энергично. Не хотя отсиживаться в приграничных крепостях, он решил совершить рейд в тыл неприятеля с нанесением ударов по его укрепленным пт.Согласно исследованиям историка Р.Г. Скрынникова, в сибирский поход с атаманом направились 540 человек. Это были испытанные в битвах, закаленные бойцы, соблюдавшие металлическую дисциплину. Поход начался в конце лета 1582 года и проходил в главном по сибирским рекам. Казаки плыли в огромных лодках - стругах. Сталкиваясь с неприятелем, они кидали весла и открывали огнь из пищалей. Разрозненные и немногочисленные отряды татар отступали; казаки брали одно селение за другим.
Хан Кучум сначала не придал огромного значения этой вылазке – ему было не до казаков. Он готовился к потрясающему предприятию, которое должно было прославить его имя в веках. Решив использовать ослабление Российского страны, вызванное долговременной Ливонской войной, опричниной и разорительным правлением Ивана Сурового, подстрекаемый турецким султаном и астраханским и крымским ханами Кучум вознамерился совершить поход на запад. Со всех концов собственного страны он стягивал войска к столице - городку Кашлыку. Дружины приходили из подчиненного ему Ногайского ханства, от ханов Бухары, Хивы, Самарканда, от мансийских, хантских и других западносибирских князьков. Из Поволжья и Прикаспийских степей прибыла большая масса наемников. За пару лет до описываемых событий Кучум посылал гонцов в Астрахань и в Крым с просьбой прислать ему пищалей и пушек. Все это было доставлено ему в большенном количестве. К озари 1582 года у него было не только лишь бессчетное, да и отлично вооруженное войско.
Кучум собирался выступить в поход зимой. В планах его был переход Урала, соединение с войсками астраханского хана и взятие Казани. Турция добивалась от Кучума идти на Москву и спалить ее, что он, видимо, также намеревался сделать, двигаясь, как в свое время Батый, по замерзшим рекам.
Схватка в излуке Иртыша
И здесь, когда все было готово к выступлению, приходит весть о казацком отряде. Кучум был уверен, что казаки скоро повернут вспять. Не будет же эта горстка безумцев соваться в пасть ко льву! Но те упрямо продолжали двигаться к его столице, пользуясь тем, что из-за грядущего похода на Казань окружные местности ханства остались практически без военной защиты. Тогда Кучум, понимая, что выступать в поход, оставив казаков у себя в тылу, очень рискованно, решил сходу управиться с ними. При этом управиться одним «хлопком», как с докучной мухой.
Кучум приготовился к бою
На рассвете 26 октября 1582 года у Чувашского мыса, где стояло войско Кучума, появились казацкие струги. Началась битва, определившая весь предстоящий ход истории Сибири.
Историки до сего времени не пришли к единодушию по вопросу о численности кучумова войска. Установлено только, что собственная дружина Кучума насчитывала 10 тыщ бойцов. Но это было его неизменное войско, ханская гвардия. Кроме нее, в лагере скопилось огромное количество вассальных и союзных войск. Некие дореволюционные историки называли общую цифру - 100 тыщ человек, другие считали, что войско, с которым Кучум собирался выступить в поход на Русь, достигало 150 тыщ. Все побережье Иртыша у Чувашского мыса было уставлено шатрами, кибитками и повозками, горели тыщи костров. Кучум, поджидая Ермака, основательно подготовился к бою. Пушки - наилучшие по тому времени, изготовленные в Италии и Германии - были установлены на горе. Войску был дан приказ быть готовым вступить в схватку в всякую минутку.
Паника в стане татар
Странноватые действия начинают разворачиваться в лагере Кучума еще до подхода казаков. Посреди ночи хан со своими приближенными и полководцами вдруг бежит с поля будущей битвы, шатер его валится. Паника передается войскам. Когда возникают казаки, в лагере татар уже царствует переполох. Единственным, кто не растерял голову в начавшейся путанице, был племян- никхана Маметкул. Ему удалось собрать свою кавалерию и обвалиться на казаков, высадившихся на сберегал. Но те удар монгольской конницы повстречали саблями, копьями и бердышами. Когда кавалерия отхлынула, фронтальные полосы казаков присели, открыв зону обстрела для пищальников. Выстрелы из 10-ов пищалей прозвучали сразу, проредив монгольские ряды. Маметкул опять устремляется на штурм, и опять его опрокидывают. В конце концов кавалерия обращается в бегство. Сейчас уже в кавардаке бежит все кучумово войско.
Фактически битва у Чувашского мыса состояла только из 1-го этого столкновения казаков с кавалерией Маметкула. Основная часть монгольского войска в бой фактически не вступала. Пушки за всю битву не сделали ни 1-го выстрела. Ермак и его дружина в тот же денек вошли в столицу Сибирского ханства - город Кашлык, брошенный Кучумом на произвол судьбы.
Пока только вопросы...
Вопросов по поводу этой битвы появляется огромное количество, и главный из их - как 5 сотен бойцов могли разгромить многомилионное войско? Как вообщем могла состояться схожая битва? Ее финал так нелеп и невообразим, что учителям русских школ приходилось разъяснять его последней отсталостью сибирских народов, которые типо вели войны только луками и копьями. Мол, при первых же звуках пищальных выстрелов они, как папуасы тихоокеанских островов во времена капитана Кука, кидали свои копья и в страхе распластывались на земле.
Казаки были отлично ознакомлены о численности врага, его вооружении и дислокации. Население земель, мимо которых они проплывали, тяготилось ханскими поборами и вторженцев встречало очень миролюбиво. Сведения о кучумовом войске поступали к Ермаку со всех боков. Другие на месте казаков, зная о неоднократном приемуществе противника, издавна повернули бы назад либо хотя бы серьезно задумались. Но они упрямо двигались навстречу решающей битве. Почему? Что вселило в их такую веру в фуррор? И что вышло в лагере Кучума за несколько часов до их прибытия?
Ермака вела вера в предсказание
Сообщения современников о битве у Чувашского мыса очень небогаты и содержат упоминания о событиях совсем поразительных. Суровые историки не склонны придавать сведениям о чудесах огромного значения, но разгром кучумовых полчищ горсткой казаков разъясняют очень непонятно. Только немногие исследователи готовы признать, что вход битвы, может быть, вправду вмешались некоторые загадочные силы.
Согласно позднейшим показаниям. Ермак начинал собственный поход, получив предсказание о том, что ему предначертано покорить Сибирь. Атаман был так уверен в нем, что заразил собственной уверенностью дружину и негоциантов Строгановых, снабдивших его орудием и средствами.
Но предсказание предсказанием, а сила, которая противостояла Ермаку,
была такая, что по мере приближения к месту решающей битвы далековато не каждый боец в его отряде оставался таким же неколебимым в вере в победу, как атаман. А намедни битвы у Чувашского мыса, видимо, даже самые стойкие должны были дрогнуть. Для поддержания боевого духа в стане казаков требовалось знамение, волшебство, которое подтвердило бы покровительство им высших сил.
И такое волшебство вышло.
«Светящиеся воины»
Перед битвой казаки тормознули на ночлег на берегу Иртыша. Как передает древний источник, в эту ночь Ермаку и его товарищам явился архангел Миша в блеске лучей. Архангел сначала был летящей звездой, но, спустившись на землю, перевоплотился в светящегося вояки. Атаман воспринял это как символ выше. Он отдал приказ дружине немедля подниматься и плыть навстречу кучумову войску.
В эти же самые часы загадочные сути объявились и в лагере Кучума. Исключительно в отличие от казаков они посеяли посреди татар наисильнейший ужас и панику. Все без исключения источники говорят, что перед Кучумом предстали светящиеся вояки, а в его шатре заполыхало пламя, которое расчудесным образом ничего не сожгло, так что все ханское имущество потом в целости досталось казакам. Незнакомцы казались настолько жутки, что объятые страхом Кучум и его приближенные бежали, бросив и ценности, и орудие. Смотря на собственных начальников, побежало и войско. А скоро явились казаки. Но до их, по-видимому, уже никому, не считая Маметкула, не было никакого дела.
Ангелы и бесы
Многолетний человечий опыт знает много примеров, когда потусторонние силы вмешивались в жизнь людей. Но в ночь перед битвой на Чувашском мысу эти силы повернули само колесо истории.
Упоминание о звезде, спустившейся с неба, гласит как бы в пользу уфологической версии. Вторженцы (если это вправду были они) идиентично «отметились» и в лагере Ермака, и в лагере Кучума. Только восприняли их в различных лагерях по-разному. В одном - как ангелов, в другом - как исчадья ада. Может быть, здесь сыграло роль предсказание, которое получил Ермак. Верившие в него казаки уже ожидали знамения выше и были готовы в отличие от татар воспринять возникновение «светящихся людей» как хороший символ. Оттого и бросились они к лагерю Кучума без промедления, оказавшись там в самое подходящее время.
Создатель: И.Волознев
Источник: "Потаенны ХХ века" №20 2010 г.