Старый город Кносс, на месте которого ведутся археологические раскопки, размещен на холмике в 3,1 мили юго-восточнее Гераклиона — центрального городка острова Крит в Эгейском море. Он был построен в период бронзового века мастерами минойской цивилизации, нареченной так в честь знаменитого царя Крита — Миноса. Минойская культура была на полуострове около 1500 лет: с 2600 г.
до н. э. по 1100 г. до н. э. Ее расцвет пришелся на XVIII — XVI вв. до н. э. Главной достопримечательностью Кносса является Величавый дворец — большой комплекс, состоящий из комнат, залов и внутренних двориков общей площадью 205 278 квадратных футов. Кносский дворец плотно сплетен с греческим мифом о Тесее, Ариадне и чудовище Минотавре.
Месторасположение Кносса было найдено в 1878 г. критским торговцем и антикваром Миносом Калокэриносом, который раскопал несколько секций западного крыла дворца. Но периодические раскопки тут не проводились прямо до 1900 г., когда эти земли заполучил директор оксфордского музея Ашмола сэр Артур Эванс и начал исследования, которые длилось до 1931 г. Во время работ в Кноссе Эванс и его команда посреди остального нашли главный дворец, большой минойский город и несколько некрополей. Эванс провел много реставрационных работ во дворце Миноса (вобщем, с заглавием, данным ему исследователем, можно не согласиться). Некие археологи даже считают, что нынешний вид дворца в основном итог бурного воображения Эванса, а не монумент старой минойской культуры. После Эванса расходы по проведению раскопок в Кноссе взяла на себя Английская школа археологии в Афинах и Совет по археологии министерства культуры Греции.
На верхушке холмика, где был размещен Кносс, люди жили издавна: с эры неолита (7000—3000 гг. до н. э.) до римского периода. Заглавие городка Кносс происходит от слова «ko-no-so», написанного линейным письмом В — самым старым из сохранившихся видов греческого письма, которым пользов лисьна Крите и в материковой Греции в XIV —XIII вв. дон. Эталоны линейного письма В были найдены в Кноссе глиняных табличках, где придворные писцы записывали порядок проведения работ и принятия административных решений, а именно, в производстве парфюмерных масел, золотых и бронзовых сосудов, колесниц и текстильных изделий, также в сфере рассредотачивания продуктов: шерсти, овец и зерна. Не считая того, Эванс отыскал в Кноссе глиняные таблички, написанные более ранешным и до сего времени не расшифрованным критским линейным письмом А.
1-ый минойский дворец в Кноссе, построенный около 2000 г. до н. э., просуществовал до 1700 г. до н. э. и был разрушен в итоге страшного землетрясения. Это событие завершает шаг, который в археологии принято именовать периодом Поздних дворцов. Новый дворец (точнее, дворцовый комплекс) был воздвигнут на руинах старенького. Строительство стало предвестником золотого века минойской культуры, либо периодом Новых дворцов. Величавый дворец, либо дворец Миноса, стал основным достижением минойской культуры и центром самого могущественного городка Крита. Величавый комплекс из дерева и камня, насчитывавший, по-видимому, более 1400 комнат, делал функции административного и религиозного центра. Планировка Кносского дворца повторяет другие постройки такового типа, в те времена существовавшие на Крите, а именно в Фесте — городке, расположенном к югу от центральной части острова. Но кносский комплекс непременно был основным. Минойские дворцы обычно представляли собой четыре крыла вокруг центральной прямоугольной площадки — сердца комплекса. Любая секция Кносского дворца делала особенные функции. В западной части находились некрополи, ряд церемониальных комнат и узенькие кладовые, заставленные пифосами — кувшинами большой емкости. Умело декорированный тронный зал также размещался в этой части комплекса. Тут перед рядом скамеек находилось каменное сидение, встроенное в стенку, которое Артур Эванс именовал королевским троном. Так появилось заглавие помещения, которое стремительно прижилось. На задворках западного крыла комплекса размещался Западный двор. Он представлял собой умело вымощенный наружный вход во дворец. Некогда строения тут были четырехэтажными, но до нынешнего денька сохранились только три этажа. Конкретно в этой части комплекса находился квартал, в каком, по-видимому, жила минойская элита, находились мастерские, некрополи и одно из более впечатляющих достижений минойской архитектуры — монументальная лестница. В других частях дворца — большие апартаменты с водой, текущей по терракотовым трубам, и, может быть, первыми эталонами туалетов со сливом.
Самыми внезапными находками в Кноссе стали фрески — шикарная живопись по штукатурке на стенках, а время от времени даже на полах и потолках построек. На фресках изображались царевичи, красивые девицы, рыба, цветочки и странноватые игры, в каких юные люди прыгали через больших быков. Сначала стенная живопись была представлена фрагментарно, часто без значимой части частей, но позже Эвансу и художнику Питу де Йонгу удалось вернуть фрески и собрать куски в единое целое. Потом о тщательности проведения реконструкционных работ велось много споров, но сейчас нет колебаний в том, что многие фрески имеют религиозное и ритуальное предназначение.
В период расцвета минойской цивилизации — в 1700— 1450 гг. до н. э. в Кноссе и прилегающих поселениях, по воззрению исследователей, проживало более 100 000 человек. За этот период времени центры минойской цивилизации пережили два огромных землетрясения, самое разрушительное из которых вышло, возможно, посреди XVII в. до н. э. (хотя некие исследователи именуют даты не позже 1450 г. до н. э.). Мощнейшее извержение вулкана на полуострове Тира (современный Санторин) архипелага Киклады в 62 милях от Крита, по силе превышающее атомный взрыв в Хиросиме, раскололо полуостров Тиру на три части. Посреди XV в. до н. э. из-за ослабления сети торговых путей и разрушений, которые несли за собой нередкие землетрясения в материковой Греции, минойская цивилизация начала приходить в упадок.
Возможно, планировка дворца Миноса с обилием комнат и напоминала лабиринт, потому некие исследователи считают, что конкретно это отдало толчок для сотворения легенды о Минотавре и Тесее. Сущность мифа заключается в том, что в Афинах Тесей услышал о кровавой дани, которую добивался правитель Крита Минос за то, что афиняне уничтожили его отпрыска. Она заключалась в том, чтоб из Афин на Крит каждый год доставлялись семь юношей и семь невинных женщин на съедение Минотавру — страшному полубыку-получеловеку, чудовищу, запертому в спроектированном величавым архитектором Дедалом лабиринте. Потрясенный, Тесей добровольно становится «частью» каждогоднего пожертвования и убивает Минотавра. Но перед тем как совместно с остальными жертвами отправиться на Крит на корабле с темными парусами, Тесей дает собственному папе Эгею обещание: если ему получится уничтожить Минотавра, он на оборотном пути сменит темные паруса на белоснежные — это будет означать, что Тесей остался цел и невредим. Дочь царя Миноса Ариадна втюрилась в Тесея, как он ступил на сберегал, и согласилась посодействовать ему уничтожить Минотавра.
Ариадна отдала Тесею клубок шелковых нитей, при помощи которого герой сумел отыскать дорогу из лабиринта после того, как убил чудовище. Вдвоем они отправилась назад в Афины, но, сделав остановку на полуострове Наксос, Тесей по приказу бога Диониса оставил там Ариадну. Убитый горем, он запамятовал об обещании, данном папе, и не поменял темные паруса. Правитель Эгей, думая, что отпрыск умер, ринулся со горы в море.
Кносс связывали с Тесеем и Минотавром и существенно позднее, когда минойская культура закончила существование. Подтверждают эту версию средства, а именно серебряная монета из Кносса, датируемая 500—413 гг. до н. э. На ней с одной стороны изображен бегущий Минотавр, а с оборотной — лабиринт. На другой монете встречаем голову Ариадны на фоне лабиринта. В особенности популярны изображения Минотавра и лабиринта были в римский период. Кносский лабиринт запечатлен на многих мозаичных рисунках тех пор. Непременно, более впечатляющим из их является набросок V в., отысканный на римской вилле неподалеку от современного Зальцбурга (на западе Австрии). Вобщем, некие исследователи считают, что легенда о Минотавре не имеет дела к архитектуре Кносского дворца. Они обращают свое внимание на различия лабиринта, состоящего из 1-го прохода от центра, и лабиринта со обилием ходов. Возможно, идет речь о лабиринте с одним проходом, который является эмблемой таинств жизни и погибели. Эта версия связана с религиозным обрядом, в каком Минотавр, ожидающий в центре лабиринта, олицетворяет собой некоторую тайну, лежащую в сердечко каждого из нас.
История об афинских юношах и девицах, которых высылали в Кносс, чтоб принести в жертву Минотавру, всегда числилась просто мифом. Но археологические находки частично подтверждают эту стршную легенду. В 1979 г. в фундаменте северного крыла Кносского дворцового комплекса были обнаружены 337 человечьих костей. Установлено, что это кости по последней мере 4 человек, при этом малышей. При Предстоящем исследовании были выявлены ужасающие подробности: на 79 из их остались отметины, изготовленные острым клинком. Спец по костям Льюис Бинфорд утверждает, что следы оставлены при отделении плоти. Руководствуясь предположением, согласно которому снятие мяса с костей было частью похоронной церемонии (отделялась не вся плоть, а только большие кусочки), доктор традиционной археологии бристольского института Питер Уоррен, который участвовал в раскопках, пришел к заключению, что малыши, по-видимому, были принесены в жертву и даже съедены.
Всего в 4,3 мили к югу от Кносса в состоящем из 4 залов святилище Анемоспилия (1-ые раскопки тут были проведены Дж. Сакелларикасом в 1979 г.) была найдена еще одна находка, свидетельствующая о принесении человечьих жертв. При осмотре западного зала дворца археологи отыскали три скелета. 1-ый принадлежал 18-летнему юноше, лежащему на правом боку на алтаре в центре комнаты со связанными ногами и бронзовым кинжалом в груди. Около алтаря когда-то находилась колонна, вокруг основания которой размещался сток, по-видимому, созданный для того, чтоб в него стекала кровь жертвы. Исследование костей погибшего юного человека показало, что он погиб от утраты крови. В юго-западном углу комнаты были найдены останки 28-летней дамы, распластавшейся на полу, а около алтаря — скелет длиной 5 футов 9 дюймов, принадлежащий мужчине в возрасте до 40 лет. Руки этого человека были подняты так, как будто он пробовал защититься, а ноги сломаны упавшей каменной кладкой. В здании был найден очередной скелет, покоробленный так, что идентифицировать его не представляется вероятным. Храм был уничтожен огнем около 1600 г. до н. э., появившимся, возможно, в итоге землетрясения. Разумеется, эти трое человек погибли под осколками крыши и каменной кладки внешних стенок, а парень к тому моменту вероятнее всего был мертв.
Археологические данные подтверждают, что людские жертвы не были обширно всераспространенным явлением на местности минойского Крита. Приведенные примеры были быстрее исключениями и объяснялись отчаянными попытками ублажить богов в томные времена, возможно во время сейсмической активности. А тот факт, что и в северном крыле в Кноссе, и в храме Анемоспилия в жертву приносились малыши, юноши и девицы, вновь припоминает о семерых парнях и 7 девицах, которых из Афин типо везли в жертву Минотавру. Может быть, легенда о Кносском лабиринте появилась в связи с тем, что пришлось прибегнуть к практике человечьих жертвоприношений в периоды непостоянности, когда под опасностью оказывалась безопасность целой общины.
Б.Хотон "Величавые потаенны и загадки истории"