В протяжении многих лет ученые и археологи ведут дискуссии относительно того, для чего создавались эти изображения. Было выдвинуто огромное количество разных теорий (от внушающих доверие до полностью неправдоподобных), посреди которых и догадки о том, что полосы делали функцию астрономической обсерватории, календаря, были тропами для ритуальных шествий, посадочными полосами для галлактических кораблей вторженцев либо же представляли собой схему расположения источников воды.
Потраченные на создание фигур время и силы подтверждают: полосы игрались актуально важную роль в культуре Наска. Но почему же они оказались конкретно тут и каково их предназначение?
О линиях Наска стало понятно в 20-е годы XX в., когда над пустынными землями Перу стали летать коммерческие самолеты. Хотя еще в 1926 г. изображения были зарисованы осно вателем перуанской археологии Джулио С. Телло, первы суровые исследования таинственных рисунков начались лиш в 1941 г., когда Наску посетил южноамериканский историк докто Поль Косок с супругой.
Пустыня Наска — высочайшее безводное плато, размещен ное меж Тихим океаном и Андами в 250 милях к юго-вое току от перуанской столицы Лима. Мертвенную равнин с рисунками меж городками Наска и Пальпа, занимающу7 местность в 280 квадратных миль, еще именуют Памп колорада (Красноватая равнина). На поверхности равнины на чертан ряд точных линий различной длины и ширины. Сама длинноватая из их составляет 8 миль, а самая маленькая — чут больше 1,64 фута. Тут есть и большие геометрически фигуры: треугольники, спирали, круги и трапеции, а такж необыкновенные изображения 70 животных и растений. Посреди ни колибри, мортышка, паук, ящерица и пеликан длиной боле 900 футов. Антропоморфные фигуры встречаются в Наск изредка, хотя на окраине пустынных степей есть нескольк изображений на склонах бугров. Самым известным являете набросок, получивший заглавие Космонавт. Этот геоглиф длиной 105 футов в 1982 г. нашел старший пилот «Воздушного кондора» Эдуардо Эрран.
С того времени было выдвинуто много теорий о целях и спосо бах сотворения линий. Так как многие изображения очен огромные, состоят из ряда частей и видны только с прилич ной высоты, появилось предположение, что для разработк эскизов их создатели подымалиь в воздух. Наверняка, более известным приверженцем этой точки зрения стал писатель и публицист из Майями Джим Вудмен. В 1974 г. совместно с английским аэронавтом Джулианом Ноттом он решил проверить на практике теорию о том, что рисование линий координировалось с воздуха. Для этого был сотворен и запущен воздушный шар, при строительстве которого использовались материалы, известные со времен существования культуры Наска, а именно тростник для плетения корзины и хлопок для сотворения оболочки воздушного шара. Вдвоем они сделали маленький перелет на высоте 300 футов, подтвердив теорию, что обитатели Наски могли летать, хотя не сохранилось никаких свидетельств этого.
Метод сотворения линий никогда не числился большой загадкой. Слой стальной руды, покрывавшей поверхность пустыни, просто снимали, обнажая почву более светлого колера под ним: так выходили полосы — светлые желобки, которые контрастировали с фоном красной поверхности пустыни. Время от времени, для большей выразительности, форму объектов подчеркивали при помощи камешков. Пустыня Наска — одно из более засушливых мест на земле, она имеет плоскую каменистую поверхность и фактически не подвергается эрозии, потому полосы на этом огромном естественном холсте отлично сохранились. Есть достаточно обыкновенные методы начертания ровненьких линий длиной несколько км. Какой-то из них — выставить на глаз по прямой две рейки либо два древесных столба, а позже использовать их как направляющие для установки третьего, продолжающего линию. Сделать это достаточно легко, если один человек глядит повдоль ряда из первых 2-ух столбов и направляет другого к тому месту, где нужно установить 3-ий, и т.д..
Рисование более сложных символов, по-видимому, начиналось с сотворения чертежа в масштабе. Потом изображение делилось на части при помощи сетки. После чего ячейка за ячейкой набросок воссоздавался на поверхности пустыни. Может быть, использовались и поболее обыкновенные способы. В 1982 г. писатель Джо Никел (совместно с 2-мя членами собственной семьи нарисовал точную копию 440-футовой фигуры кондора н поле у собственного дома. Используя примитивные технологии доступные популяции культуры Наска, семья сделала геогли за 9 часов, рисуя полосы на глаз, без всякой помощи с воздуха В 1987 г. Эван Хадингем написал книжку «Линии, ведущи к богу гор: Наска и потаенны Перу», в какой поведал о том как совместно с доктором астрономии и антропологии Уни верситета Колгейта медиком Энтони Эвени он попыталс воссоздать картинки пустыни. Маленькая команда, полагаяс на свой глазомер и простое снаряжение (рейк-и веревки), всего за час сделала замечательное спирально изображение. Эвени и его команда из проведенного опыта заключили, что создание 1-го из более впечатляющих изображений-линий Наски — огромного прямоугольника размером 2624 на 328 футов, могло быть выполнено за 2 месяца группой из 100 человек. Вобщем, даже если это так, не исключено, что его изобретательные создатели с богатым воображением все таки подымалиь в воздух.
Полосы Наски числятся детищем культуры Наска, которая была в этом регионе в период 300 г. до н. э. — 800 г. н. э. Связь меж этой культурой и линиями выслеживается благодаря гончарным изделиям, мотивы которых показывают сходство меж искусством Наски и стилизованными фигурами пустыни. Эту связь подтверждает также одно время их существования. Радиоуглеродная датировка деревянног столба, размещенного в конечной точке одной из самых длинноватых линий, показала, что картинки относятся к 525 г. К югу от линий Наски размещен главный церемониальный центр Наска Кауачи, который обхватывает местность в 370 акров. Город выстроили около 2000 годов назад, а 500 лет спустя покинули, возможно, после вереницы стихийных бедствий. Неизменных обитателей в городке было малость, вобщем, он числился священным местом, потому тут всегда было много паломников. Может быть, количество людей значительно увеличивалось во время принципиальных религиозных событий, каким-то образом связанных с линиями Наска. Любопытно, вправду ли создание этих замечательных рисунков в пустыне было только частью обряда?
Пожалуй, самым известным исследователем линий Наски был германский математик и археолог Мария Рейхе. Исследования в Наска она начала в 1946 г. Рейхе предназначила всю себя исследованию и сохранению линий, 50 лет прожив в пустыне. Ее теория о рисунках Наски стала продолжением догадки Поля Косока (у которого Мария в свое время работала помощником). Согласно ее версии, полосы делали функцию астрономического календаря, а сама равнина Наска представляла собой гигантскую обсерваторию. В 1968 г. эту теорию попробовал проверить южноамериканский астролог Гералд Хоукинс, прославившийся своими работами, посвященными вопросу астрономического значения Стоунхенджа. Чтоб установить, соответствуют ли картинки положению Солнца, Луны либо звезд, Хоукинс ввел данные о линиях в компьютер. Результаты проявили, что только маленькая часть линий Наски (из тех, которые произвольно были выбраны для исследования) имела какую-либо связь с астрономией, потому навряд ли они создавались с таковой целью. Одержимость летающими тарелками в конце 40-х годов XX в. завлекла пристальное внимание людей к линиям Наски, которые воспринимались как типичный канал связи меж землянами и вторженцами. В статье Fate («Судьба»), размещенной в октябре 1955 г., Джеймс В. Мозли выдвинул версию о том, что знаки только показывали то, что видно в небе. По его воззрению, Наска делали большие картинки для того, чтоб отправлять вторженцам сигналы. Эту идея продолжили Луи Повель и Жак Бержье в книжке «Утро чародеев», увидевшей свет в 60-х годах XX в. (оригинальное издание вышло во Франции в 1960 г.). Но самым известным приверженцем теории старой астрономии является шведский создатель Эрих фон Деникен. В собственном бестселлере 1968 г. «Колесницы богов» он представил, что полосы Наски были начертаны старыми космонавтами и делали функцию посадочных полос для галлактических кораблей вторженцев. Появляется вопрос, для чего высокотехничным галлактическим кораблям необходимы были многоомильные посадочные полосы? Очередное резонное возражение против этой теории высказала Мария Рейхе. Она направила внимание на то, что в мягенькой глинистой почве пустыни томные тс, какими являются галлактические корабли, просто могли увязнуть. Обычно приписываете славы создателей линий Наска вторженцам основывается на убеждении, что примитивное коренное население сультуры Наска не обладало ни познаниями, ни технологиями, необходимыми для проектирования рисунков и воплощения таковой сложной работы без помощи других.
Более правдоподобной из имеющихся сейчас теорий считается версия о том, что обитатели Наски делали шнии в ритуальных целях. Так как в пустыне Наска уровень годичных осадков составляет только полдюйма, исследователи представили, что полосы являются тропами, связывавшими гробницы. Во время церемониальных шествий, сопровождавшихся играми и танцами для вызывания дождика, по ним, возможно, прогуливались жрецы. Энтони Эвени считает, что полосы создавались как священные пути, охраняемые местными родоплеменными группами, и были связаны с обрядом :бора воды. Исследование Эвени показало, что многие полосы Наска размещены неподалеку от русел водоемов и обычно ориентированы повдоль их течения. Может быть, полосы обозначали места, где размещались источники воды.
С теорией религиозных троп связана точка зрения английского исследователя и киносценариста Тони Моррисона. Цетально исследовав древнейшие обычаи обитателей Наски, он направил внимание на традицию располагать гробницы у дорог. Захоронения нередко представляли собой груды камешков, соединенные вместе прямыми линиями. Моррисон считал, что пинии Наска представляют собой гипертрофированный вариант таких обычных троп, по которым шаманы аккомпанировали «путешествие души». Это были шаманы из племени, выделявшегося из числа других коренных американских племен, из так именуемых посредников меж видимым вещественным и незримым духовным миром. По всей видимости, когда шаманы шли по линиям, изображавшим животных, они пробовали вступить в контакт с их могущественными духами. От имени племени шаман, находясь в состоянии транса, общался со сверхъестественными силами, живущими в изображениях. Используя свою внутреннюю силу, он пробовал вызвать дождик либо же достигнуть каких-либо других целей, о которых мы никогда не сможем выяснить. Состояние транса у шаманов обычно сопровождалось собственного рода полетами. Может быть, прав был Эрих фон Деникен, утверждая, что картинки создавались для того, чтоб их было видно с неба. Но вторженцы не имели к этому дела. Создание линий Наска было связано с горными духами, обитавшими на туманных верхушках Анд, богами, жившими в небе, и магическими полетами шаманов.
Б.Хотон "Величавые потаенны и загадки истории"
====================
Полосы Наска: творчество инопланетных цивилизаций
Ольга Форись
Факты, которые все почаще представляют миру ученые, молвят о том, что очень возможно контакт с нашими инопланетными братьями по разуму был найден еще в древности. И как жива иллюстрация к этому – общеизвестные картинки Наска. Им более 2000 лет. Уже несколько поколений исследователей бьются над загадкой больших изображений в американской пустыне. Одни считают, что это была посадочная площадка инопланетян, другие - аэродром летательных аппаратов старых краснокожих.
Самое огромное в мире произведение графического искусства обхватывает площадь в 520 км2. А находится оно на местности Перу меж Андами и Тихим океаном. Беглое упоминание о линиях Наска встречается у испанских исследователей XVI-XVII веков. А впритирку ими заинтересовались в 1920-х годах. Вот тогда Хулио Телло, называемый папой перуанской археологии, первым скопировал таинственные картинки. Но они не стали объектом суровых исследовательских работ, пока в 1941 году в Наска не отправился южноамериканский археолог доктор Поль Косок из Института Лонг-Айленда.
Он узнал, что все картинки на местности пустыни производились одним и этим же методом: поверхностный слой красной породы непрерывной линией процарапывался до возникновения лежащей под ним бледно-желтой породы. И судя по всему, это делалось вручную.
Темы «творчества Наска» можно подразделить на две категории: это фигуры и полосы, при этом последние или парные, или образуют геометрические формы. В почти всех местах полосы прочерчены поверх рисунков. Это изображения листьев и ветвей разных растений, фигур животных и птиц, также непонятных созданий, к примеру, человека с головой совы и птицы с неописуемо длинноватой, как у змеи, шейкой.
Словарным языком
Наска (исп. Nazca) — заглавие пустыни, системы долин на южном побережье Перу, также наикрупнейший город региона. Также это заглавие применяется к Культуре Наска, расцвет которой пришелся на просвет меж 300 г. до н.э и 800 г. н. э. Конкретно в этот период были сделаны именитые полосы Наска, церемониальный город Cahuachi и впечатляющая система подземных акведуков. А они, меж иным, работают до настоящего времени.
Календарь либо следы инопланетных цивилизаций?
Узреть полосы Наска можно только с высоты. И все это из-за их циклопических размеров. Вот поэтому они были обнаружены исключительно в ХХ столетии. Представьте, что мог ощущать южноамериканский ученый Поль Косок, который случаем в 1939 году натолкнулся на эти картинки в перуанской пустыне приблизительно 450 км к югу от столицы. Исследовательница «творчества Наска» Мария Райхе утверждала, что создатели рисунков поначалу делали маленькие наброски, а потом воспроизводили их в подходящих огромных размерах. В качестве подтверждения ученая приводила маленькие наброски, обнаруженные ею в этом районе. Конкретно Райхе представила, что полосы могут являться наибольшим в мире астрономическим календарем. А еще она выдвинула версию, что изображения демонстрировали размещение звезд и созвездий в различные времена года и использовались старым народом наска для определения четкого времени вспашки, сева и других принципиальных шагов земледельческого цикла. Клювы неких изображенных птиц, к примеру, указывают на точку восхода солнца в денек летнего солнцестояния. А популярная фигура паука очень припоминает огромную туманность в созвездии Ориона. В том, как картинки и полосы размещены на земле, Райхе пробовала отыскать определенную систему.
Но, на данный момент ученые опровергли эту идею. «Ответственный» за версию доктор Грюан из Швейцарии заявил, что была составлена топографическая карта расположения 18 тыщ изображений, и компьютерное моделирование не показало никакого совпадения с реальным движением небесных тел. «Все, что отметила Райхе, - случайность, и менее того», - заявил Армин Грюан.
Общеизвестно, что огромные таинственные картинки на земле имеются также в США, в Великобритании, Казахстане, Урале, на Алтае, в Африке, в Эфиопии и много где еще. Картинки не созданы для всеобщего обозрения. Еще бы! По другому как можно разъяснить то, что стоя на земле можно узреть только неглубокую борозду. Полностью может быть, что невидимые с земли знаки обеспечивали сохранность усыпальниц от разграблений. Что любопытно, не так издавна выяснилось, что «творчество Наска» можно узреть с примыкающей горы в определенное время года и часа. Очень возможно: в это необыкновенное место на горе приходили местные. Может быть, тут происходили очень достойные внимания ритуалы.
Вроде бы то ни было, до сего времени не найдено ни 1-го вразумительного разъяснения, для чего было надо делать таковой масштаб рисунков. И что еще больше не понятно, для чего у гор и бугров, расположенных рядом, фактически ровно срезан верхний слой грунта. По другому как взлетно-посадочной полосой это не назовешь.
http://cw.ru/times/articles/15499/