|
Американские психологи опровергли бытующее в литературе и СМИ представление о повышенной разговорчивости женщин. Эксперименты, поставленные на студентах американских и мексиканских университетов, не выявили значимых различий между полами по количеству слов, произносимых в течение суток.
С давних пор бытует убеждение, что женщины болтливее мужчин. Это мнение ярко представлено в европейском фольклоре. В последние десятилетия оно просочилось и в научно-популярную литературу по психологии и воспринимается многими как научно установленный факт. В частности, из одного издания в другое вот уже 15 лет кочует информация о том, что женщины якобы произносят в среднем 20 000 слов в день, а мужчины только 7000.Однако более корректное исследование, проведенное американскими психологами в конце прошлого года, показало, что под этими утверждениями в действительности нет серьезной научной базы: все оценки такого рода основаны на нерепрезентативных выборках и слишком грубых допущениях, попросту говоря — взяты с потолка. 153 человека в течение нескольких дней носили с собой диктофон; в итоге оказалось, что женщины произносят в среднем 8805, а мужчины 6073 слов в сутки. Проблема, однако, в том, что участники эксперимента имели возможность включать и выключать диктофон по своему усмотрению, поэтому полученный результат можно трактовать по-разному — не исключено, что он свидетельствует не о молчаливости мужчин, а об их скрытности, о большей доле в их разговорах таких тем и поворотов, которые они хотели бы скрыть от постороннего уха.
И вот в последнем номере журнала Science опубликованы результаты нового исследования, в котором была сделана попытка учесть прежние ошибки. Изучалось 6 выборок университетских студентов из США и Мексики, в общей сложности 396 человек (210 женщин и 186 мужчин). Все участники эксперимента должны были постоянно носить с собой в кармане или в сумке цифровой диктофон, упакованный таким образом, чтобы исключить возможность каких-либо манипуляций. Студентам говорили, что диктофон будет включаться через случайные промежутки времени и вести запись в течение 30 секунд; в общей сложности время записи не будет превышать 5% общего времени бодрствования. Испытуемые не имели возможности определить, включен диктофон в данный момент или выключен. Перед тем, как запись будет передана исследователям, студентам обещали дать возможность прослушать ее и стереть всё, что они сочтут необходимым. Всё это было правдой, за исключением информации о случайных интервалах времени между включениями диктофона: на самом деле он включался каждые 12,5 минут. Студенты узнавали об этом только в конце эксперимента.
Последующее тестирование показало, что, по мнению самих участников, ношение диктофона крайне мало влияло на их речевую активность. Дополнительным подтверждением этому служат два факта: во-первых, в записанных фрагментах разговоров речь об эксперименте заходила крайне редко; во-вторых, после прослушивания своих записей студенты в большинстве случаев не считали нужным что-либо стирать (в среднем было стерто менее 1% записанного времени).
Ни в одной из шести исследованных групп достоверных различий по числу произносимых слов между мужчинами и женщинами выявлено не было. В среднем по всем шести выборкам женщины произносили 16 215 слов в сутки, мужчины — 15 669, при очень большом разбросе (индивидуальные различия по болтливости оказались весьма велики).
Выявленное различие между полами не проходит теста на статистическую достоверность, то есть находится в пределах случайного шума. На этом основании авторы заключают, что представления о повышенной разговорчивости женщин должны быть отброшены как научно не обоснованные.
Недостатком исследования, по собственному признанию авторов, является то, что все испытуемые были студентами университетов. Впрочем, если бы повышенная разговорчивость была (как предполагалось ранее) биологически обусловленной, возникшей в ходе эволюции, адаптивной чертой прекрасного пола, то это должно было бы проявиться у студентов точно так же, как и в более разнообразных выборках.