Хазарский лабиринт

Листая «Хазарский словарь»

Хазарские священнослужители «умели читать чужие сны, жить в их как в своем доме и, проносясь через их, отлавливать в их ту добычу, которая им заказана, - человека, вещь либо животное». Так в «Хазарском словаре», романе-лексиконе Милорада Павича, в один прекрасный момент «отловили» и головного героя романа Аврама Бранковича. Обстоятельств поохотиться за ним было много, но одна из их - самая основная - сводилась к тому, что занимался он небезопасным делом - «составлением хазарского словаря».

О самом же создателе, сербском прозаике и нобелевском номинанте, Милораде Павиче следует сказать, что почти во всем благодаря ему посреди 1980-х годов о хазарах заговорили во весь глас. Поточнее, Павич сделал данную тему пользующейся популярностью, так как выстроил собственный роман-лексикон на стыке художественных и научных интересов, обрамляя фактический летописный материал канвой притч и легенд. Следуя уникальному жанру, роман составлен в виде «словаря словарей», в каком известные христианские, мусульманские и еврейские сведения о загадочной Хазарии кажутся сведенными воедино. Но это только кажется, равно как казалось герою романа Авраму Бранковичу, что он - сборщик старых рукописей и манускриптов о Хазарии - непременно прольет свет на самый главный вопрос, именуемый сейчас «хазарской полемикой»: когда и как христиане, евреи и арабы склоняли кагана Хазарии принять ту либо иную веру? Когда в итоге хазары стали иудеями?

В византийских источниках спор о наилучшей вере датируется 861 годом, когда болгарский монах Кирилл (создатель славянской азбуки) вправду был на приеме у хазарского кагана и гласил о вере. Но Бранкович был уверен, что не только лишь христианские миссионеры оставили свои свидетельства об этом событии. Он возлагал надежды, что и кто-то из дервишей либо еврейских раввинов знает подробности о жизни арабского либо еврейского участника спора. Бранковича, жившего в XVII веке, не стращали восемь веков, отделяющие его от предметов поиска.

Вероятный макет

Аврам Фиркович (1786-1874) являющийся, по-видимому, макетом Аврама Бранковича, родился и жил в Крыму и никогда не участвовал в битвах меж сербами и турками, чем, наверняка, и обеспечил свое долголетие. С Бранковичем, героем «Хазарского словаря», его роднит не только лишь однозвучная фамилия, да и страсть к собиранию редчайших книжек и манускриптов, посвященных Хазарии. До конца собственных дней Аврам Фиркович прожил в бывшей тогда и уже всеми покинутой столице крымских караимов Чуфут-Кале. (Караимы сейчас - малая этническая группа, коренной люд Крыма, схожий с тюркскими этносами.) А когда в 1874 году он погиб, посреди собранных им по миру рукописей было найдено и в этом же году издано письмо хазарского царя Иосифа кордовскому сановнику, еврею Хасдаю ибн Шафруту. Но профессионалов эта находка изумила только частично. Во-1-х, поэтому, что караим А.С. Фиркович был известен своими подделками, а во-2-х (даже если считать это письмо подлинным), на поверку оно оказалось только обширной редакцией уже известного письма, размещенного еще в 1577 году.

Что все-таки было в этом письме и в чем его значимость?

Это послание, написанное посреди X века на еврейском языке, являлось ответом хазарского царя Иосифа на запрос кордовского сановника о том, где размещено Хазарское королевство, вправду ли оно иудейское, как попали в это королевство евреи, прекращается ли у хазар война по субботам. В обеих редакциях письма - как в короткой, так и в обширной - содержатся ответы царя Иосифа на эти вопросы. Кроме королевской переписки существует очередной кусок письма из ответа все тому же Хасдаю ибн Шафруту, но пишет ему не правитель, а некоторый хазарский еврей, не являющийся официальным лицом. Его имя непонятно. Именуется этот кусок письма «Кембриджский аноним» - по месту хранения рукописи. Значимость же этих писем заключается в том, что других источников хазарско-еврейского происхождения просто не существует. Перечисленные письма - это все, что оставили о для себя конкретно сами хазары.

Настоящая география

Владения Хазарии, просуществовавшей с VII по X век, простирались от дельты Волги до Крыма и Днепра. Как отмечено в первоисточнике - летописи византийского монаха Феофана Духовника, писавшего в 810-815 годах: «Хазары, величавый люд… обуяли всей землей прямо до Понтийского (Темного) моря».

Но 1-ые упоминания о хазарах в сочинении «История Армении», датируемом, вероятнее всего, V веком, принадлежат армянскому историку Моисею Хоренскому, жившему в V веке. А действия, описываемые в этой истории, относят хазар к началу III века. Практически про их говорится, что во времена армянского царя Вахаршака «толпы хазар и басилов, соединившись, прошли через ворота Джора под предводительством царя собственного - Внасепа Сурхана, перебежали Куру и рассыпались по сю сторону ее». Вахаршак же разгромил их и погнал через ущелье Джора, дошел до страны противников, где и пал «от рук могущественных стрелков». Но, невзирая на подробность описания, вероятнее всего, это упоминание о хазарах носит анахронический нрав, так как потом византийские писатели VI века, много пишущие еще об одном племени в этих землях - савирах, совершенно не упоминают хазар.

Ранешние свидетельства о хазарах есть в летописи «Церковная история», приписываемой Захарию Ритору, законченной в 569 году, и в неких других первоисточниках, но, по воззрению известного историка и археолога Миши Илларионовича Артамонова, даже в известной летописи «История албан» Моисея Каланкатуйского есть анахронизмы. Историк упоминает в собственном сочинении хазар и гласит об их нашествии на Закавказье во времена правления персидского царя Шапура II, другими словами относит их к IV веку, что, по воззрению ученого, не совершенно правильно, так как другие источники народов с этим именованием в это время не именуют.

Таким макаром, 1-ые завоевания хазар, а означает, и их самостоятельные возникновения на исторической арене, вернее было бы относить к первой четверти VI века, так как с сих пор о хазарах молвят многие средневековые историки и летописцы, в том числе и арабский писатель Якуби, живший в IX веке. Якуби, ссылаясь на ранешние источники, пишет о войне хазар с персами, об осаде персами Дербента, но «хазары вновь завладели всем, что персы отняли от их, и держали в собственных руках до тех пор, пока римляне не выгнали их и не поставили царя над 4-мя Армениями». Это событие не могло происходить ранее 531 года, так как персидский шах Кавад, упоминаемый в сочинении, в этом году уже не царил.

Хазары в этот период входили в состав Тюркского каганата - великанской «кочевой империи», раскинувшейся на степных просторах от Китая до Волги. Но в отличие от многих византийских и арабских писателей, причисляющих хазар к тюркам, сами они считали себя схожими по происхождению с уграми, аварами, гузами, барсилами, булгарами и савирами. Об этом гласит в собственном письме и правитель Иосиф. По языку же хазары были близки к булгарам, что подтверждает писатель X века Истахри: «Язык булгар подобен языку хазар». Броско, что конкретно булгары и хазары первыми создадут самостоятельные страны на развалинах Тюркского каганата, разгромленного Китаем. (В 630 году Китай разобьет Восточно-тюркский каганат, а в 659 году - Западно-тюркский.) По этническому составу и хазарское, и булгарское страны были также похожи, так как вышли из одной империи и возглавлялись династиями тюркского происхождения, а главы Хазарии сходу стали именоваться каганами. По воззрению большинства исследователей, временем основания Хазарского королевства следует считать середину VII века.

С первых лет существования хазарские каганы, по всей видимости, понимали, что быть наследниками Тюркского каганата они сумеют, только интенсивно увеличивая свою численность и местности. Первыми, кого поработили хазары, были их схожие соседи - булгары.

Расширив границы собственных западных владений за счет булгар, хазары сначала совершенно не интересовались Закавказьем. Нередкие грабительские набеги они совершали в Закавказскую Албанию и вели там в союзе с византийским царем Ираклием (610- 641 годы) войны. Византии было прибыльно иметь таких союзников. Она оценила могущество хазар еще во 2-ой половине VI века, когда хазары стали совершать набеги в Крым и вытеснять там ее позиции. В итоге Византия стала временами заключать договоры с хазарами: 1-ый - в 80-х годах VI века, а позже в 625 году. Последний был заключен меж царем Ираклием и ябгу-каганом (джебу-каганом), наместником кагана. Спустя два года, в 627-м, хазары в составе тюркского войска присоединились к войску царя Ираклия для похода на Иран. В «Истории албан» Моисея Каланкатуйского говорится о том, что правитель Ираклий подослал к джебу-кагану посланника Андрея и тот, рассказав о несметных иранских богатствах, пробудил жадность кагана. Но сначала армия тюркютов-хазар осадила Дербент, миновать который по дороге в Иран было нереально. Все в той же «Истории албан» (где представлена хроника старого страны Закавказской Албании, находившегося на местности современного Азербайджана. - Прим. ред.) приводятся свидетельства свидетелей, бывших в осажденной крепости: «Как волны колеблющегося моря, стукнули тюркюты на город Чора (Дербент) и разрушили его до основания…

Видя ужасную опасность со стороны отвратительной, скверной, широколицей, безресничной толпы, которая в виде дам с распущенными волосами устремилась на их, содрогание обуяло жителями, в особенности при виде метких и сильных стрелков, которые вроде бы сильным градом одождили их, и как плотоядные волки, потерявшие стыд, кинулись на их и бесчеловечно перерезали их на улицах и площадях городка; глаз их не щадил ни красивых, ни милых, ни юных из парней либо дам; не оставлял в покое даже негожих, безобидных, изуродованных и старенькых; они не жалобились и сердечко их не сжималось при виде мальчишек, обнимавших зарезанных матерей; напротив, они доили из грудей их кровь, как молоко». После Дербента тюркюты-хазары (так назывались хазары до 650 года, так как в тот период они входили в состав Тюркского каганата) сокрушили Албанию, а потом направились в Иверию (современную Грузию. - Прим. ред.), где неподалеку от Тбилиси произошла встреча тюркютского кагана и византийского правителя. По описанию византийского летописца Никифора, Ираклий обнял кагана, назвав его отпрыском, и возложил на него свою свою корону. А позже был устроен пир, и предводителю тюркютов была подарена вся пиршественная сервировка стола, также королевские одежки и серьги с драгоценными камнями. Позже правитель показал кагану портрет собственной дочери Евдокии и обещал ему дать ее в супруги, если тюркюты посодействуют Византии разбить персов.

Что все-таки касается намеченной осады Тбилиси, то она оказалась неудачной. После безуспешной осады Ираклий отпустил войска союзников, но каган оставил ему свое 40-тысячное войско. В 628 году осада Тбилиси возобновилась, и после решительного штурма город пал. В свои земли ябгу-каган возвратился с большой добычей, а отпрыску собственному поручил идти походом на Албанию.

В 654 году хазарам пришлось позаботиться и о собственной южной границе, так как на хазарскую местность, поточнее, на древнейшую столицу хазар Беленджер, стали претендовать арабы. По одной из версий, арабы в этом походе одолели, обратив много хазарских городов в мусульманство. По другой - беленджерцы оказали массивное сопротивление, при котором погибли 4 000 мусульман и был убит их предводитель Абд-ар-Рахман. Тело убитого хазары сохраняли в особом сосуде, веруя в обычай, что с таким трофеем они всегда будут побеждать.

Дальше, следуя разным источникам, можно представить, что к 70-м годам VII века хазары захватили не только лишь азово-каспийскую местность, да и Северное Причерноморье, включая огромную часть Крыма. Таким макаром, власть кагана стало признавать все тогдашнее население степей Восточной Европы, что обеспечило Хазарии международное значение в VIII- IX веках. А вот на юге хазарам не удалось продвинуться далее Дербента, против которого на Тереке были построены две крепости - Самандер и Беленджер, ставший ставкой кагана.

Крепость Нарын-Кала в ДербентеПолитические ходы

Во дворце величавого иранского шаха Хосрова Благословенного стояли три гостевых трона для царей Византии, Китая и Хазарии. А в книжке византийского правителя Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора» предписывалось запечатывать послания хазарскому кагану специальной золотой печатью. В таких почестях политической стратегии было больше, чем лести: хазары занимали стратегическое положение меж Волгой и Черным морем, и хитрость иранского шаха и византийского правителя была в том, чтоб сохранить с каганом добрые дела и тем обезопасить себя от подчиненных ему племен. И хотя хазарский каган до 730 года сам был варваром и язычником, как и все тюрки, поклонявшимся пантеону богов, во главе которого стоял небесный бог Тенгри, с ним обязаны были считаться. Интересы внутренней и наружной политики два раза вынуждали претендентов на византийский престол заключать браки с хазарскими принцессами. Так, византийский правитель Лев Исавр в 732 году женил собственного отпрыска Константина на дочери (либо на сестре) хазарского кагана, которую звали Чичак (Цветок), после крещения - Ира. Отпрыск Иры - Лев IV был назван Львом Хазаром и правил Византией с 775 по 780 год.

Были в хазарской истории и другие супружеские союзы. К примеру, назначенный в 752/3 году правитель Армении Язид ибн Усайд ас-Сулами по указанию предводителя Аббасидского халифата женился на дочери кагана Багатура, которую звали Хатун. К будущему супругу (арабского происхождения) царевну аккомпанировали 10 тыщ хазар из наилучших фамилий, которые взяли с собой 4 тыщи кобылиц с жеребятами, тыщу мулов (коней и кобыл), тыщу слуг, 10 тыщ хазарских верблюдов маленькой породы и тыщу тюркских верблюдов (двугорбых), 10 тыщ овец. Поезд жены состоял из 10 скрытых повозок с дверцами, обитыми серебряными и золотыми пластинками… Когда Хатун прибыла к будущему супругу и прочла Коран, она сняла с пояса кинжал, нарумянилась и позволила Язиду войти к ней. Хатун прожила с Язидом 2 года и 4 месяца, родила ему двоих малышей. Но скоро и Хатун, и малыши погибли. Хазары растолковали погибель принцессы коварством арабов и пошли на их войной.

В целом арабо-хазарские войны продолжались более 100 лет. И Хазарии пришлось защищать Византию не от номадов, которых она боялась, а от арабов, смогших в этот период взять Сирию, Египет, Месопотамию, Иран и Византию фактически в кольцо.

Сейчас тяжело судить о том, заслуженно либо незаслуженно хазарам приписывается роль головного фактора, помешавшего распространению ислама на север: может быть, что арабы и сами не пошли бы далее Кавказа. А может быть, напротив, у их были огромные планы. Достоверно одно: арабо-хазарское противоборство позволило Византии удержать свои владения в Малой Азии и сохранить статус величавой державы. Для хазар войны с арабами закончились поражением, хотя нередко победа была и на их стороне, в особенности сначала VIII века, когда воинству кагана удалось в очередной раз взять Дербент и на целый год перенести военные деяния поначалу на местность сегодняшнего Азербайджана, а позже в Армению. В 730 году хазары вновь разбили арабов в битве при Ардебиле и прошли половину пути до Багдада - таких поражений арабы еще не знали. Но в 737 году мощная арабская армия вновь водрузила знамя ислама в Дербенте и вторглась в Хазарию. Самандер и Беленджер были взяты. А после их отдельный корпус арабов погнал хазар, переправившись на левый сберегал Волги, и ночкой разбил хазарскую армию. 10 тыщ хазар были убиты, а 7 тыщ попали в плен. Днем арабы насадили на свои копья головы хазар, в том числе и голову самого Хазар-Тархана, и присоединились к основному войску предводителя Мервана. Каган, узнав о разгроме собственной армии, признал себя побежденным. Арабские источники говорят, что условием мира было принятие каганом магометанства. Стараясь обезопасить себя от фаворитов, каган обязан был перенести свою столицу на Волгу. Так появился Итиль, который до сего времени отыскивают археологи и историки.

Многоверие

Невзирая на нередкие военные кампании, Хазарский каганат продолжал свое быстрое развитие и уже в первой половине VIII века стал вместе с Византией и Ираном очень могущественным государством ранешнего Средневековья.

Воззвание хазарского кагана в магометанство в 737 году было недолгим, он отказался от религии противников. Но это не воспрепядствовало мусульманству распространяться в Хазарии. Христианство для отдельных подчиненных хазарам областей, а именно для Крыма и Кавказа, было также не новым. Кроме этих религий достаточно значимая часть населения каганата в первой половине VIII века хранила верность языческой религии протцов. Такое различное исповедание в одном государстве не могло способствовать его предстоящему удачному развитию. Правящая вершина каганата оказалась перед сложным выбором меж христианством, исламом либо - третьей религией, которая позволила бы Хазарии занять равноправное положение меж Византийской империей и Арабским халифатом. В итоге был избран иудаизм, что в принципе, по воззрению многих ученых, и в том числе М.И. Артамонова, является беспримерным фактом в истории. Ведь «иудаизм - государственная религия; дух и буковка иудейского закона не допускают прозелитизма», так как в неприятном случае эта религия перестает быть верой избранных. Сам нрав этой религии противоречил тому, чтоб она стала господствующей в государстве, где племена имеют различное происхождение. И все же каган - после известного спора о вере с христианином, арабом и евреем - избрал иудаизм. Политически этот ход был, естественно, верным. Хотя посреди историков существует мировоззрение, что принятие иудаизма не только лишь изменило природу власти в каганате, да и привело его в конечном счете к смерти.

Известное письмо хазарского царя Иосифа, как отмечено выше, было написано в ответ видному еврейскому сановнику, служащему у кордовского халифа. Принимая во внимание это событие, можно представить, что сановника более всего заинтересовывал последующий момент: правда ли то, как он услышал от негоциантов, что на востоке существует могучее иудейское королевство, а как следует, правитель и армия, готовые выступить в поход за освобождение евреев от плена и гонений? В ответ правитель Иосиф сначала поведал историю воззвания Хазарии в иудаизм. Он объяснил, что хазары происходят от «сынов Иафета», другими словами не являются семитским народом и приняли иудаизм добровольно при царе Булане, после того как тому два раза во сне явился ангел и повелел выстроить храм настоящей веры. Дальше повествуется о победоносных походах, которые вел Булан для того, чтоб добыть золото и серебро для построения храма.

Тут необходимо отметить, что евреи в Хазарии жили издавна. Сначала VI века, после штатской войны в Иране, некая часть евреев бежала поначалу на Кавказ, а позже осела по соседству с хазарами на берегах Терека еще до начала истории Хазарского каганата. Поселенцы умиротворенно пасли скот, не ссорились с соседями и исповедовали свою веру, о которой мы знаем только то, что она была очень облегчена. Так, упомянутый выше «Кембриджский аноним» называл поселенцев евреями колена Симонова, позабывшими веру протцов. О хазарах той поры он докладывает, что те жили «без закона и без письма». Но и письмо, и закон были приняты хазарами несколько позднее. Те начальные евреи-переселенцы, как докладывает «Кембриджский аноним», «породнились с жителями той страны, и смешались с язычниками, и научились делам их».

В источнике, именуемом «Хазарская книга» писателя Иегуды Галеви, написанном по-арабски в первой половине XII века, рассказывается, что, решив принять иудаизм, правитель Булан поведал о собственных сновидениях собственному «визирю» и они совместно пошли в пустынные горы и отыскали пещеру, «в которой некие из иудеев праздновали каждую субботу». Там они раскрылись им, приняли их веру и сделали обрезание. Постепенно они открыли свою тайну всем приближенным, а когда приверженцев новейшей веры стало много, они «осилили» других хазар и принудили их принять иудаизм. Когда это вышло - из книжки непонятно. Именуемая исследователями в комментах к «еврейско-хазарской переписке» дата 740 год представляется правдоподобной. Что все-таки касается того, каким был хазарский иудаизм, можно только строить догадки. Непременно, он очень отличался от «классического». Это признает и правитель Иосиф, сообщая в собственном письме, что только внук Булана, правитель Обадий, «поправил королевство и утвердил веру соответствующим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал мудрецов израильских, отдал им серебро и золото, и они растолковали ему 24 книжки священного писания, Мишну, Талмуд и сборники торжественных молитв...» Гаон Саадия (882-942), возглавлявший талмудическую академию Багдада, не один раз в собственных писаниях упоминает хазар. А именно, он так ведает об одном месопотамском еврее, отправляющемся в Хазарию на поселение: Авраам ибн Дауд докладывал, что в Толедо ему доводилось созидать потомков авторитетных хазар, «которые были ученые (талмудисты)...»

Хазария, непременно, обрела известность посреди иудейского мира и вошла в него, но в то же время на хазар посматривали с опаской: «воинственные тюрки-иудеи казались, наверняка, раввинам невидалью, вроде единорога, подвергнутого обрезанию», - едко замечает британский писатель Артур Кестлер.

Все же евреи, в особенности негоцианты, с обнаружением «иудейского» королевства на Волге стали наведываться в Хазарию и селиться там. Они, непременно, понимали прибыльное положение столицы хазар - Итиля, находившегося на перекрестке торговых путей. Время войны арабов с Севером завершилось. Пришло время торговли, а через Хазарию шли две величавые торговые артерии: с востока на запад (одно из ответвлений Величавого Шелкового пути) и с юга на север, по Волге, в Величавую Пермь, откуда в обмен на серебро Юг получал драгоценные меха.

Лев Гумилев, создавший свою теорию иудейского «переворота» в Хазарии, по-видимому, ошибался в масс штабах иудейского присутствия в ней. А ярко и внушительно воссозданная им картина Итиля как наикрупнейшго торгового городка не находит доказательства в археологии. Посреди сотен предметов, отысканных на нижней Волге (ну и в хазарских поселениях на Тереке), еврейских, фактически, нет - ни украшений, ни амулетов, ни предметов культа. Больше того: тут фактически не находят арабских средств, что подтверждало бы догадку о том, что Итиль был величавым торговым городом. Быстрее он мог быть транзитным пт на караванном пути, а все роль хазар в торговле сводилось приемущественно к взиманию десятины. Но обитатели Итиля могли получать военные доспехи из Ирана и Закавказья, приглашать зодчих из Византии для строительства крепостей и заказывать ювелирные декорации у наилучших мастеров Азии.

Так мог бы смотреться хазарский лучникБез следа

Археология занялась хазарами сравнимо не так давно - в 1920-1930 годах. А ранее длительное время казалось, что страна хазар канула в невозвратное прошедшее, не оставив о для себя никакой запечатленной в материи памяти, не считая развалин крепостей, точно находившихся на местности каганата. Но, как досадно бы это не звучало, находки в их фактически ничего не молвят о хазарах, как таких. Тогда как археология народов, входивших в состав Хазарии, позволяет уверенно утверждать, например, что вот эти горшки и кувшины изготовлены гузами, эта сабля - аланами, наконечники этих стрел - волжскими булгарами, а это набор вещей из погребения печенега. Перечень хазарских древностей - находок, которые ученые совершенно точно приписывают хазарам, - исчерпывается несколькими десятками предметов. Для большой империи это вправду малость. В ряду хазарских древностей более «знамениты» ритуальный ковшик с изображенными на нем сценами сказочной битвы, несколько реликвариев со настолько же обеспеченными сказочномифологическими изображениями, кирпич из крепости Саркел с планом святилища-лабиринта, каменная плита с рунической надписью на ней и еще несколько схожих, но только более маленьких и обрывочных надписей на черепе быка и осколках посуды. Хазарские руны похожи на тюркские, но ключ к хазарскому языку до сего времени не найден, и все «послания» хазар остаются немыми для нас. В 1960 году в дельте Волги археологи нашли погребение, отличающееся от захоронений всех узнаваемых номадов, признававших над собой власть хазарского кагана: в могиле был захоронен мужик с серьгой в ухе. Кроме скелета в ней были найдены ножик и кувшин с рифлением и лощением - также непохожие на все отысканные на Волге до того времени. Потом в 35 километрах к северо-востоку от Астрахани, на «Маячном бугре», было найдено еще несколько языческих захоронений, в каких также отсутствовали признаки бродячего погребального ритуала. Не было ни сбруи, ни седел, ни орудия, ни стремян, зато обнаружились виноградовые косточки, семечки дыни, проса, рыболовные крючки, ножик для обрезки винограда, кочедык для плетения сетей... Такие захоронения мог делать только оседлый люд, круг занятий которого сводился к земледелию и рыбной ловле. Относятся ли они каким-то образом к хазарам? Либо же нетипичный, ранее неведомый метод захоронения совсем не связан с ними? Как связать эти захоронения с теми, которые ученые признают «определенно хазарскими»: подкурганные захоронения с опоясывающими их квадратными ровиками, содержащие предметы, связанные с бродячим образом жизни: доспехи, орудие, сбрую, скелет лошадки. Курганов таких сотки. Так кто же были хазары: извечные оседлые жители низовий Терека и Волги либо номады?

Война посреди собственных

Последствия смены веры в каганате были разноплановы. По одной современной версии, принятие иудаизма стабилизировало ситуацию в каганате после поражения в войне с арабами и содействовало его расцвету, росту городов и, в целом, вступлению на цивилизованный путь развития. Но византийские хроники повествуют о беспощадной «гражданской войне» в Хазарии сначала IX века, о том, что войну эту развязала оппозиция, появившаяся после реформ хазарского царя Обадия. Это подтверждается и царем Константином Багрянородным, который в обрывочных сведениях докладывает, что война велась из-за власти. Перемены в Хазарии устраивали не всех. Ранее это была «кочевая империя», связанная сетью династических браков, интересами общей безопасности и, по способности, общей наживы, о чем был должен хлопотать владыка собственных подданных - тюркский каган. Сейчас часть населения осела в городках, живя уже не войнами, а торговлей и земледелием. Степнякам тяжело было принять таковой стиль жизни, так же как и новейшую, совсем непонятную им религию. Может быть, с принятием иудаизма поменялся статус самого кагана и власть практически перебежала к «беку».

По воззрению М.И. Артамонова, беком был и правитель Булан, от которого и произошла династия хазарских царей. До этого бек отвечал за набор ополчения и пополнение казны. Конкретно в интересах бека было упрочение городов, сосредоточение богатств в одном месте, развитие торговли, системы взимания дани с соседей, другими словами, велось некоторое плановое хозяйство, противостоящее анархии рискованных военных походов. Бек был заинтересован в передаче власти по наследию и в уменьшении роли старенькой племенной знати. Он же был заинтересован и в принятии единой религии: предполагалось, что это объединит племена, входящие в каганат. В итоге иудаизм приняла только хазарская вершина и сейчас царю, чтоб иметь под рукою верных воинов, недостаточно было, как до этого кагану, кинуть клич - приходилось нанимать наемников, в том числе и из агрессивного когда-то Ирана, которым необходимо было платить. Начались войны, собирающие дань с примыкающих народов. В их число при неизменном расширении территорий для сбора дани попали камские булгары, буртасы (по арабским источникам, люд, живший на берегах Волги от сегодняшнего Саратова до Казани), мордва, марийцы, вятичи, северяне и поляне. Славяне-поляне оказались последними в этом перечне: до IX века хазары и славяне не встречались. Конкретно отгораживаясь от славян, в 834 году хазары выстроили на Дону крепость Саркел, пригласив византийских мастеров.

Таким макаром, родовая знать - феодалы, недовольные и религиозными, и экономическими реформами политики Обадия, также тем, что беки превратили кагана «в бессильного сакрального царя», восстала против правящей вершины. Восстание было подавлено, а совместно с тем в процессе последовавшей после него долгой междоусобной войны была истреблена значимая часть населения.

Хронологию конфликта можно вычислить из перечня христианских епархий начала IX века. Документ этот именуется «Notitia VI Parthey». В этом перечне, составленном до 815 года, отсутствуют и Готская (Хазарская) митрополия, учреждения которой Византия достигнула в 80-х годах VIII века, и епископии в крымских и таманских городках. По всей видимости, христианская Готия, расположенная на местности каганата и тесновато связанная с Византией, была для царя Обадия суровой преградой распространению избранной гос религии - иудейства. И хазарское правительство убило церковные организации христиан в каганате.

К тому же интересы торговли добивались сейчас хороших отношений с исламским миром, потому Хазария ориентировалась уже не на Византию, а на мусульманский Восток. Византия, в свою очередь, продолжала быть заинтересованной в христианском присутствии в Хазарии и выслала в 860 году в каганат собственного проповедника и полномочного представителя Кирилла. Напутствовал миссионера патриарх Фотий (некие исследователи считают, что сам Фотий был хазарского происхождения, по другому почему бы за ним закрепилось ругательство «хазарская рожа»). Кирилл был принят каганом с почестями, дискутировал с ним и в прениях о вере одолел собственных врагов, что и отражено в летописи «Паннонское житие». В целом же, судя по этому источнику и воззрениям многих исследователей, миссия Кирилла была более чем умеренной.

В итоге всех внутренних конфликтов правитель Обадий и его окружение утвердили власть царя в каганате, но распространить иудейство в качестве основной религии им не удалось, так как хазары-христиане и хазары-мусульмане интенсивно противостояли этому.

Новый и последний неприятель

«Народ (до нападения на нас) неименитый, люд не считаемый (ни за что), люд поставляемый вровень с рабами, неведомый, но получивший имя со времени похода против нас…» - писал патриарх Фотий в Окружном послании по случаю нашествия «россов» на Константинополь, которое было далековато не первым в веренице походов нового, неизвестно откуда взявшегося полчища. В первой половине IX века, совершая 1-ые набеги на византийские и хазарские владения, это полчище состояло из среднеднепровских славян - руссов, северных племен - новгородцев и варягов, а к середине IX века славянская Русь уже была способной организовать большой поход на Константинополь. Последующий же поход на Константинополь, организованный новгородским князем Олегом (меж 907 и 911 годами), в 10-ки раз по силам превосходил поход 860 года. По данным летописи, у Олега было тогда 2 000 кораблей. В этот поход он отправился, подчинив для себя уже и Киев, и полян, и северян, и радимичей, плативших дань хазарам. Древнеармянский историк Моисей Каланкатуйский докладывает, что налоговая практика, сделанная хазарами, была достаточно утонченной. К примеру, в покоренной Албании кроме налогов, взимавшихся с албан Ираном, хазары обложили налоговыми повинностями ремесленников, горняков, рыбаков и торговцев и приставили к ним надзирателей. А в российской летописи сообщается, что хазары брали дань с полян, северян и вятичей «по беле и веверице с дыма» - по серебряной монете и белке с дома. Наверняка, это был нелегкий налог, поэтому как о дани, которую после освобождения от хазар славянские племена платили Олегу, говорится как о легкой.

После похода Олега на Византию сначала X века хазарский правитель, оценив силу Руси как противника, был заинтересован хотя бы в нейтральных отношениях с ней. Вот почему хазары стали пропускать войска руссов в Каспийское море для грабительских набегов. Об одном таком походе пишет Масуди: в 913 году войско с Руси прибыло на 500 кораблях, в каждом из которых было по 100 человек. Сначала они как обычно обвалились на южный сберегал, а позже напали на Ширван, Азербайджан, Табаристан. Возвратившись в Итиль с большой добычей, руссы поделились частью с хазарским царем, но тот не торопился их пропустить назад и по требованию наемной мусульманской гвардии позволил «отомстить» вторженцам за кровь мусульман. Битва длилась три денька, и в конце концов мусульманская гвардия одолела. Оставшиеся в живых руссы пробовали бежать ввысь по Волге, но по пути были истреблены поволжскими народами. Из похода не возвратился никто.

Вся следующая история хазарского каганата плотно сплетена с руссами, которые представляли собой варяго-русские дружины и нанимались на службу не только лишь к киевским князьям, да и в Византию. И все же конкретно они сыграли одну из основных ролей в распаде Хазарского каганата. Окончательный удар по хазарам нанес Святослав, который в 964 году пришел на Оку, на землю вятичей, и высвободил их от хазарской дани. Он осознавал, что нанести Хазарии решающий удар через донские степи, наводненные кавалерией степняков, не получится, и стал действовать, как варяги. В 965 году дружинники Святослава срубили ладьи и спустились по Оке и Волге к Итилю, разграбив его, они, возможно, повстречались под Итилем с войском кагана и разбили его..

По всей видимости, военная мощь хазар стала убывать еще с 913 года, по другому они не позволили бы руссам проходить для грабежей в Каспийское море. После Итиля Святослав добрался до Семендера и разгромил его, а на оборотном пути ввысь по Дону взял и Белоснежную Вежу (крепость Саркел). «… В любом из садов и виноградников не осталось на милостыню для бедных… не стало ни винограда, ни изюма», - повествует писатель Ибн Хаукаль, живший в X веке.

Поход Святослава был отлично спланированным политическим мероприятием: он желал не только лишь разбить хазар, да и захватить главные местности каганата на Волге и на Дону, чтоб держать под контролем восточные торговые пути.

Таким макаром, Святослав нанес Хазарскому каганату удар сокрушительной силы. По прошествии 3 лет после чего похода Ибн Хаукаль повстречал хазарских беженцев в Грузии. По его словам, к 977 году многие беженцы уже возвратились в Итиль благодаря военной помощи некоего ширваншаха Мухаммеда ибн Ахмеда ал-Адзи, а некие поселились на полуострове Сия-Кух (полуостров Мангышлак). Другой средневековый писатель-историк Мукаддаси уточняет, что возвратились беженцы не иудеями, а мусульманами. Есть сведения и о том, что хазары после нападения на их гузов (примыкающего с хазарами племени) попросили помощи у Хорезма, в ответ им было выдвинуто условие - принятие магометанства. Хазары типо согласились.

Кто есть кто

Военное приемущество над примыкающими государствами и, соответственно, право обладания торговыми способами меж Европой и Азией были, по всей видимости, единственными источниками существования Хазарского королевства. Лишившись их, Хазария рассыпалась и затерялась в следующей половецкой истории: в течение 2-ух веков, меж походом Святослава и татарским нашествием, в дельте Волги существовали осколки бывшей империи. С приходом воинства Чингисхана Хазария безо всяких следов пропала, оставив после себя огромное количество народов, которые растворились в самых различных этносах и культурах. Может быть, хазары дельты смешались с монголами, а евреи частью скрылись в горах Дагестана, часть

Похожие статьи: