Гравюра "Папа Климент V допрашивает храмовников". Фото ©AFP
Апрель, апрель, звенит капель, и дело движется к Пасхе, которую на Западе отметят 12 апреля. По нашим наблюдениям, редчайший год обходится без того, чтоб к этому праздничку не была приурочена какая-нибудь медийная бомба: то Евангелие от Иуды опубликуют, то кино об "утраченной могиле Иисуса" покажут. В сей раз вышло не так сенсационно, но все равно интересно.
Итальянская исследовательница обнародовала новое подтверждение связи меж Туринской плащаницей и орденом тамплиеров.
Строго говоря, то, что плащаница бывала в руках тамплиеров - не новость. Ее возникновение в XIV веке в церкви городка Лирей прямо связано с одним из виднейших храмовников последнего поколения - Жоффруа де Шарни, приором ордена в Нормандии, сожженным на костре совместно с величавым магистром Жаком де Моле. Племянник приора, носивший то же имя - Жоффруа де Шарни - заложил в Лирее храм, а его вдова в 1357 году перенесла в него плащаницу, которая хранилась в их доме с непонятно каких времен. Епископ городка Труа пробовал опротестовать подлинность реликвии, споры тянулись, но, в конце концов, папа Климент VI в 1390 году официально разрешил демонстрировать плащаницу.
Жизнь де Шарни-младшего заслуживает толстого романа. Он был кавалером ордена Звезды и храбрым воякой, к тому же писателем: ему принадлежит пользующаяся популярностью в позднем средневековье "Книжка рыцарства". Повелитель Иоанн II Хороший сделал его своим хоругвеносцем, доверив орифламму; де Шарни пал во время битвы при Пуатье в 1356 году. В музее Клюни хранится медальон пилигрима, на котором уместились и герб де Шарни, и знак плащаницы.
Плащаница до середины XV века оставалась у потомков де Шарни, а в 1452 году одна из их, Маргерит де Шарни, вдова Гумберта, графа де ла Рош, передала реликвию Людовику I Савойскому в обмен на замок на востоке Франции. Во владении Савойской династии плащаница оставалась до 1983 года, когда ее передали Ватикану. Сама же реликвия с 1578 года находится в кафедральном соборе Турина.
Посреди огромного количества любительских теорий, связанных с смертью ордена тамплиеров, существует вот какая: плащаницей укрывался незадолго до экзекуции величавый магистр Жак де Моле. Эта смелая догадка принадлежит создателям книжки "2-ой мессия" - Кристоферу Найту и Роберту Ломасу. На фоне этого конспирологического шедевра, в каком воедино связаны Иисус, тамплиеры, масоны и карты Таро, Дэн Браун с его "Кодом да Винчи" и Майкл Бейджент с Ричардом Ли ("Святая Кровь и Святой Грааль") кажутся застенчивыми школьниками.
Таким макаром, с историей плащаницы с середины XIV века все более либо наименее понятно, как с ней вообщем чего-нибудть может быть понятно. Еще труднее обстоит дело с тем, где она была до того.
Считается, что плащаница попала в Западную Европу после 4-ого крестового похода, когда латиняне взяли Константинополь штурмом и разграбили его. Точно непонятно, кто конкретно из крестоносцев захватил святыню. Одно из догадок говорит, что это был Оттон де ла Рош, бургундский рыцарь, 1-ый барон Афинский. Он недолго подержал плащаницу в Афинах, а потом уступил ее кому-то из храмовников, которые и увезли ее во Францию. 2-мя абзацами выше фамилия де ла Рош уже звучала в связи с Маргерит де Шарни, далекой родственницей Оттона, которая уступила плащаницу барону Савойскому.
Сейчас, в конце концов, можно возвратиться к статье ватиканского историка Барбары Фрале, размещенной в L'Osservatore Romano 5 апреля и касающейся плащаницы. Этой исследовательнице принадлежит увлекательное открытие, изготовленное в 2001 году: она отыскала в одном из архивов Святого Престола так именуемый Шинонский пергамент либо свиток. Из этого документа следует, что папа Климент V не признал еретиками приоров ордена тамплиеров. Фрале, продолжая заниматься храмовниками, нашла свидетельство рыцаря по имени Арно Саббатье о том, как его воспринимали в орден. В 1287 году он, дав обеты бедности, повиновения и целомудрия, навестил совместно с наставником потаенное убежище, где три раза целовал длиннющий кусочек материи с отпечатавшимся на нем изображением тела человека. Фрале утверждает, что это и была увезенная из Константинополя плащаница, которую тамплиеры сберегали как зеницу ока. В погребальных пеленах Христа они, оказывается, лицезрели спасение от лжи катаров.
Барбара Фрале. Фото с веб-сайта arcadepub.com
Фактически последовательности рассуждений Барбары Фрале в ее статье нет: она ссылается на свою еще не размещенную книжку о тамплиерах и плащанице. Вобщем, она показывает, что авторство догадки принадлежит не ей, а английскому исследователю по имени Иен Уилсон, который еще в 1978 году представил, что потаенные ритуалы храмовников были связаны с плащаницей, и это он же выдумал разъяснение загадочному бородатому кумиру, которому христианнейшие рыцари, согласно их обвинителям, почему-либо вдруг стали поклоняться. Не было, утверждает Уилсон, никакого таинственного сатанинского Бафомета, был отпечаток тела Христова на погребальной пелене. Уилсон, заметим, - не историк, а увлеченный журналист, очередной представитель когорты конспирологов-любителей.
Безотносительно правоты либо неправоты Уилсона и Фрале большая часть историков и так убеждены в том, что тамплиеров повелитель Филипп Прекрасный извел не из религиозных суждений, а из политических и экономических: храмовническое правительство в государстве ему только мешало, а средства казне были очень необходимы. Зато увлекательная, хотя и не в особенности уникальная "направленная на определенную тематику" история в канун Пасхи еще никогда не мешала газетам.
Юлия Штутина