Не так давно австралийским ученым удалось реабилитировать таинственного гиганта аномалокариса, которого некие палеонтологи вдруг решили лишить заслуженного титула самого ужасного хищника кембрийских морей. Они изучили глаза этого монстра и сделали вывод, что они свойственны конкретно для тех созданий, которые занимаются активным хищничеством.
Вообщем, аномалокарис (Anomalocaris), имя которого
Не так давно австралийским ученым удалось реабилитировать таинственного гиганта аномалокариса, которого некие палеонтологи вдруг решили лишить заслуженного титула самого ужасного хищника кембрийских морей. Они изучили глаза этого монстра и сделали вывод, что они свойственны конкретно для тех созданий, которые занимаются активным хищничеством.
Вообщем, аномалокарис (Anomalocaris), имя которого в переводе на российский значит "ненормальная креветка", пожалуй, самое таинственное существо, с которым палеонтологам приходилось иметь дело. Взять хотя бы то, что его длительно не могли "собрать". Дело в том, что длительное время исследователи находили только отдельные части тела этого кембрийского гиганта и, конечно, не представляли, кому они могли принадлежать (ведь аномалокариды вымерли стопроцентно, не оставив потомков, так что современных родственников этого существа просто нет). Потому "запчасти" аномалокарисов обрисовывали как отдельных животных — ротовой аппарат сочли необыкновенной медузой, антенны — кольчатыми червяками, пластинки панциря — трилобитами и т. п.
И только когда в 1980-х годах был найден полный отпечаток аномалокариса (в именитых канадских сланцах Берджесс) стало ясно, что отысканные до этого ротовые придатки, антенны и панциря принадлежали одному и тому же животному. А оно, следует увидеть, было не небольшим — от от 60 см до 2-ух метров в длину. И очень необыкновенным — сразу схожим на рака, кольчатого червяка, кальмара и… цанговый карандаш (уж вот реальная помесь хорька, бар и штопора!). Но давайте обо всем по порядку.
Смотрелся аномалокарис вправду очень оригинально — длинноватое и клиновидное тело было разбито на несколько 10-ов частей, которые со всех боков были защищены пластинками твердого хитинового панциря. Вобщем, они прилегали друг к другу неплотно, потому ничто не мешало "ненормальной креветке" изгибаться в различные стороны. По краям тела аномалокарис имел лопасти, напоминающие конечности кольчатых червяков, при помощи которых, видимо, интенсивно плавал (хотя некие ученые считают, что ползал). На заднем конце тела имелся веерообразный "хвост" из нескольких тонких нитей.
Но увлекательнее всего смотрелась голова этого животного. На ней свободно помещалась пара массивных конечностей, напоминающих антенны ракообразных (они были ориентированы вперед и вниз), а также два глаза на тонких стебельках. Но самым необычным был ротовой аппарат — круглое отверстие обрамлял ряд хитиновых зубчиков, при этом так, что вся конструкция походила на зажим цангового карандаша.
Схожий ротовой аппарат не встречается ни у 1-го современного и вымершего представителя типа членистоногих (Arthropoda), к которому аномалокариса на радостях поторопились причислить. У всех узнаваемых артропод ротовое отверстие лишено зубов, а роль челюстей делают переделанные конечности, расположенные на расстоянии от него (чего, в свою очередь, не было у аномалокариса). Выходит, что это существо не имело дела к реальным членистоногим. На данный момент аномалокарид включают в группу близких к артроподам созданий под заглавием Lobopodia.
Длительное время числилось, что аномалокариды обитали 535-510 миллионов годов назад, другими словами были жителями кембрийского периода. Но не так давно в Бунденбахе (Германия) палеонтологи отыскали десятисантиметровое существо, нареченное ими Schinderhannes bartelsi (в честь известного германского средевекового разбойника Шиндерханнеса), очень схожее на кембрийских аномалокарисов. Он отличался от их только наличием дополнительной пары антенн в задней части головы. Палеонтологи без колебаний отнесли его к аномалокаридам. А обитал этот "разбойник" 400-410 миллионов годов назад, другими словами уже в девонских морях. Выходит, что неким аномалокаридам все-же удалось "проникнуть" в последующий за кембрийским период истории Земли.
Вобщем, хоть исследователи таинственных созданий и не пришли к конкретному заключению о том, кому аномалокарисы являлись близкими родственниками, все они сходятся в одном, что эти кембрийские гиганты были хищниками. Согласно одной реконструкции, аномалокарисы, наподобие современных кальмаров, носились как торпеды в толще воды и подхватывали своими антеннами со дна задремавших трилобитов. По другой версии, они стремительно ползали по дну, догоняли добычу и пожирали ее. 3-я догадка соединяет воединыжды две первых и также гласит о том, что, может быть, аномалокариды были к тому же засадными хищниками.
Если она верна, то выходит, что "некорректная креветка" была кое-чем вроде "абсолютного орудия" — от этого универсального хищника спастись не мог никто, а сам же он ощущал себя полностьюбезнаказанным (так как более больших хищников в то время просто не было). Другими словами он был настоящей верхушкой пищевой цепочки морей кембрийского периода, такой океанический Tyrannosaurus rex. Все же, некие ученые оспаривали это предположение.
К примеру, палеонтолог Уайти Хэгэдорн из института Амхерст в штате Массачусетс, изучавший ротовые диски и находящиеся на их зубы аномалокарисов, увидел, что эти зубы не несут на для себя никаких особых повреждений. Это показалось ему странноватым — если аномалокарис вправду был хищником и ел в большей степени трилобитов (а это были самые всераспространенные в кембрии донные жители), то он был должен всякий раз крошить своими зубами их твердые панцири, чтоб добраться до тела жертвы. А данный процесс не мог не воздействовать на сохранность зубов.
Заинтригованный Хэгэдорн провел дополнительные исследования и сделал вывод, что диск и зубы аномалокариса состояли из того же материала на базе хитина, как и его панцирь и панцири современных членистоногих, к примеру, лангустов и омаров. Исследователь провел компьютерное моделирование процесса взаимодействия диска аномалокариса с панцирями трилобитов, изменяя характеристики твердости зубов и панцирей в том спектре, в каком меняется твердость покровов сегодняшних членистоногих. И он пришел к выводу, что хитиновый диск даже наибольшей твердости не мог бы размолоть даже мягенькие панцири трилобитов.
Выходит, что аномалокарис был не хищником, а падальщиком (либо питался только мягкотелыми животными вроде медуз, другими словами не был универсальным хищником)? Многие палеонтологи сразу скептически отнеслись к данной версии. В первую очередь, они отмечали, что настолько мощнейший челюстной аппарат не мог развиться для охоты на мягкотелых созданий либо для пережевывания разлагающейся плоти. Не считая того, оппоненты Хэгэдорна указывали на то, что отсутствие повреждений от панцирей съеденных трилобитов на ротовых дисках аномалокарисов еще ни о чем же не гласит, так как самих животных пока найдено сильно мало, ну и сохранность их челюстных аппаратов не очень отменная, а сами повреждения были бы микроскопичными.
Но самый сокрушительный удар версии Хэгэдорна нанесло недавнешнее открытие Джон Патерсон из института Новейшей Великобритании в городке Армидейл (Австралия) и его коллег останков аномалокарисов в кембрийских отложениях (их возраст — 515 миллионов лет) в заливе Эму на полуострове Кенгуру. В этих отпечатках прекрасно сохранились глаза животного. Изучив их, палеонтологи узнали, что структура этих органов зрения совпадала с устройством глаз современных насекомых и ракообразных, другими словами они были составлены из нескольких сотен отдельных зрительных частей (омматидий). Схожее устройство глаза именуется фасеточным.
Любопытно, что в одном сложном глазу было около 16 тыщ омматидий, что намного больше, чем практически у всех современных ракообразных и насекомых. Только некие виды современных стрекоз могут повытрепываться таким количеством составных частей и только глаза единичных циклопических наземных членистоногих из каменноугольного и юрского периодов могли сравниться по размеру с оком аномалокарисов.
Выходит, что аномалокарис был самым остроглазым из кембрийских животных. Аналогия в строении глаза со стрекозами гласит о том, что "некорректные креветки", вероятнее всего, были такими же активными хищниками. Правда, поле обзора было не очень огромным — любая фасетка следила только за маленький частью места, которая соответствовала углу зрения в один градус. А это приметно меньше подобных характеристик для большинства современных членистоногих.
Не считая того, сравнив размеры центральных и периферийных частей глаза и найдя, что 1-ые несколько больше последних, палеонтологи заключили, что аномалокарисы вели дневной образ жизни и охотились в большей степени в отлично освещенных водах (у ночных членистоногих периферийные участки глаз больше центральных).
Итак, репутация аномалокариса как самого небезопасного хищника кембрийских морей была восстановлена. Похоже, "некорректные креветки" вправду держали в ужасе подводный мир на протяжении 10-ка миллионов лет, пока не появились огромные ракоскорпионы и головоногие моллюски наутилоидеи. Эти более совершенные охотники стремительно свергли аномалокарид с "трона" на верхушке пищевой цепочки, так как для их он сам оказался добычей. Не перенеся такового "позора", к концу кембрия большая часть представителей этой группы вымерла, и только немногим из их, вроде маленького Schinderhannes bartelsi удалось приспособиться к жизни в девонских экосистемах, но уже в роли засадных охотников на маленькую добычу. Они ютились в скрытых местах на мелководьях, боясь новых "властелинов морей" и вспоминая о былом величии собственных протцов…
Антон Евсеев pravda.ru.