Специалисты из Университета Сарагосы (Universidad de Zaragoza) и Департамента геологии Испании (Departamento de Geologia) обнаружили 15 окаменелостей нового вида в отложениях, относящихся к формации Муреро (Murero Formation) на северо-востоке Испании. Среди найденных образцов были как молодые, так и взрослые экземпляры иглокожих. Слои, в которых были найдены эокриноидеи, относятся к среднему кембрию, к цезарьавгустинскому и лангедокскому ярусам (upper Caesaraugustian–lower Languedocian) – эти стратиграфические подразделения приняты у европейских палеонтологов. Еще несколько образцов эокриноидей, относящихся к тому же роду Гогия, палеонтологи нашли в более древних отложениях, в нижней части цезарьавгустинского яруса. Этих иглокожих определили как Gogia sp. Статья, посвященная этим находкам, опубликована в журнале "Acta Paleontologica Polonica".
Род Гогия, к которому относятся обнаруженные эокриноидеи, известен из отложений кембрия и ордовика Западной Европы, США и Китая. Впрочем, в кембрийском периоде известных нам континентов еще не существовало и многие соседние в наше время территории входили в состав разных материков. Поэтому, выяснение того, где возникли различные классы иглокожих и как они распространились по миру, является непростой задачей для палеонтологов.
Так выглядели континенты Земли в кембрийском периоде Палеозоя.
Квадратиками отмечены места находок эокриноидей – гогиид в слоях, датированных нижним кембрием, а звездочками – средним кембрием.
Иллюстрация из статьи http://www.app.pan.pl/archive/published/app54/app54-253.pdf
Эокриноидеи по внешнему виду и образу жизни очень напоминали своих дальних родственников из другого класса иглокожих – криноидей, или морских лилий. У эокриноидей, как и у морских лилий, тело, именуемое чашечкой, состояло из нескольких рядов табличек. На хорошо сохранившихся образцах Gogia parsleyi видно, что у них эти таблички имеют неправильную форму, с крупными порами по краям. На верхней части тела – вокруг рта, располагались подвижные щупальца – руки, состоящие из множества члеников.
Как и большинство морских лилий, эокриноидеи вели прикрепленный образ жизни. Они крепились к неподвижным предметам на морском дне. Испанские палеонтологи выяснили, что эокриноидеи Gogia parsleyi прикреплялись не только к камням, но и к панцирям трилобитов – самых распространенных обитателей дна нижнепалеозойских морей. Трилобиты сбрасывали свои панцири при линьке, а на илистом дне твердых предметов, к которым можно было прикрепиться, было мало – вот древние иглокожие и использовали панцири этих членистоногих.
Изучение слоев осадка, в которых были захоронены окаменелости, и найденных вместе с ними трилобитов и других иглокожих, позволило палеонтологам сделать вывод, что эти отложения формировались в условиях мелководья. Видимо, сильный шторм, случившийся на этом мелководье 510-520 миллионов лет назад, похоронил сорванных со своих мест эокриноидей под слоями ила. Но, тем самым он уберег их от разрушения волнами в приливной зоне и от различных падальщиков и хищников. Gogia parsleyi хорошо сохранились в окаменевших слоях осадка, что и позволило палеонтологам детально изучить их строение.
На фото вверху справа – реконструкция внешнего вида Gogia parsleyi.