Половец из Квашниково. XII - XIII вв.
Реконструкция Г.В. Лебединской, создана в 1989 году.
Половцы (куманы) – тюркоязычная группа степных кочевников, известная с XI по XIII век. Первоначальной их родиной являются степи междуречья Оби и Иртыша. К середине XI века они завоевали почти всю территорию современного Казахстана, переправились через Волгу и появились в южнорусских степях, оттеснив печенегов. Половцы многократно нападали на русские земли, но иногда выступали и как союзники русских князей. В 1223 году, во время первого татаро-монгольского набега, оборонялись вместе с русскими на реке Калке и были разгромлены. В результате татаро-монгольского завоевания часть половцев влилась в состав Золотой Орды, а другая часть переселилась в Венгрию.
Погребение у села Квашниково (Саратовская область) было обнаружено случайно, при размыве оврага. Раскопки проводились в 1959 году сотрудниками Саратовского краеведческого музея. В могиле находился скелет мужчины, похороненного вместе с конем. Сохранился железный шлем, покрытый сверху бронзовым листом. Верх шлема украшали бронзовые позолоченные пластинки, образующие розетку, в центре которой имелось отверстие от некогда бывшего здесь небольшого стерженька. Найденные вместе со шлемом остатки кольчужной сетки очень близки к древнерусским изделиям подобного рода. Остальные предметы (стремена, удила, пряжки, окладка седла) типичны для поздних погребений степных кочевников нижнего Поволжья и европейского юго-востока. Они позволяют датировать погребение XII-XIII веком. В восстановленном лице этого человека заметно сочетание европеоидных (среднеширокое лицо, сильно выступающий прямой нос с небольшой горбинкой) и монголоидных (уплощенность верхней части лица, высокие скулы, слегка набухшая складка верхнего века) признаков. Такой метисный антропологический тип характерен для многих народов южной Сибири и Алтая.
Рудаки – таджикский поэт. Х век.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1957 году.
Абу-Абдулло Джафар Рудаки (середина 860-х – 941 год) - родоначальник классической таджико-персидской поэзии. Родился в селении Панджруд. По преданию был слепым от рождения. Прославился как певец, музыкант и поэт. Был приближен ко двору правителей Бухары, но к концу жизни впал в немилость и умер на родине в нищете. До нас дошла лишь малая часть его стихов.
В 1956 году М.М. Герасимову предложили найти могилу и создать скульптурный портрет Рудаки. Сведений о жизни поэта практически не было и Герасимов решил изучить его стихи как биографический источник. Анализ ранних стихов показал, что в них есть множество красочных описаний, в более поздних зрительные образы отсутствуют. Значит он ослеп уже в зрелом возрасте. В «Оде о старости» есть слова: «Искрошились у меня и выпали все зубы». Герасимов сформулировал десять условий, при совпадении которых останки можно было считать принадлежащими поэту. Затем он выехал в кишлак Панджруд, где на старом кладбище нашел остатки мазара и могилу с мужским скелетом. Все указывало, что это действительно могила Рудаки. Череп был без зубов. Скелет принадлежал человеку 75-78 лет. Судя по форме шейных позвонков он держал голову откинутой назад, как ходят слепые. При изучении глазниц обнаружена атрофия их верхнего края и глазничного нерва, но глазное яблоко разрушено не было. Это говорит о том, что он был ослеплен в возрасте около 60 лет. На скелете найдены следы заживших переломов ребер.
При реконструкции ученый воссоздал верхнюю часть торса. По антропологическому типу это европеоид, типичный представитель горных таджиков. Чтобы было видно отсутствие зубов он показан как бы произносящим гортанный звук. Старики в горных селениях бороду не подстригают, поэтому ему придана довольно длинная и густая борода. Он одет в простую рубаху и грубый шерстяной халат, так как последние годы жизни провел в бедности. Как посетивший Мекку Рудаки имел право на ношение чалмы.
С.П. Крашенинников – русский ученый и путешественник. XVIII век.
Реконструкция Г.В. Лебединской, создана в 1979-80 году.
Степан Петрович Крашенинников (1712 - 1755 гг.) – выдающийся русский ученый и путешественник, первым описавший природу Камчатки и быт местных жителей. Талантливый самородок, выходец из народа, друг и сподвижник М.В. Ломоносова. Был участником Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции. За десять лет проехал несколько тысяч верст, собрал бесценные научные материалы, сделал описания, сохранившие научное значение до сих пор. После возвращения в Петербург Крашенинников был утвержден адъюнктом Петербургской академии наук, а затем стал профессором университета и одним из первых русских академиков. На основании собранных материалов он написал фундаментальный труд «Описание земли Камчатки». Однако денег на издание книги не нашлось, она была издана уже после его смерти. Имея звание академика, он жил очень бедно, так как имел большую семью. Умер от туберкулеза, не дожив до 44 лет. За два дня до кончины смертельно больной Крашенинников пришел на заседание Академии наук, где вместе с Ломоносовым отстаивал ее новый регламент. Похоронен он был на Васильевском кладбище в Петербурге, которое закрыли в конце XVIII века, местонахождение могилы было забыто.
В 1963 году при прокладке траншеи ковш экскаватора зацепил разбитую каменную плиту с надгробной надписью: «На сем месте погребен Академии наук профессор Степан Петров сын Крашенинников». В истлевшем гробу были найдены кости скелета, остатки ткани, пуговицы, бронзовый крестик. После изучения останки были перезахоронены в некрополе Александро-Невской Лавры, недалеко от могилы Ломоносова. Знаменитый путешественник был сильным и мускулистым человеком выше среднего роста. Лицо высокое, узкое, с покатым лбом и крупным, сильно выступающим носом. Зубы прекрасно сохранились, очень белые, без всяких следов кариеса. Костюм и прическа при реконструкции сделаны в стиле, принятом в России в середине XVIII века.
Скилур – царь скифов. II век до н.э.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1946 году.
Скифы - степные кочевники, известные с VII в. до н.э. по IV в. н.э. и занимавшие территорию от Средней Азии до Дуная. Центром скифской державы были степи Причерноморья, где жили «царские скифы», известные богатыми погребениями в курганах с конями, оружием и множеством золотых и серебряных украшений в особом «зверином» стиле. В конце III века до н.э. под натиском сармат скифы отступили в Крым, где недалеко от Симферополя основали новую столицу – Неаполис Скифский. Скифское царство в Крыму достигло расцвета во II-I веках до н.э.
При раскопках в Неаполисе Скифском было обнаружено основание башни, служившее мавзолеем для захоронений скифской знати. Среди них выделялась гробница из белых известняковых плит, в которой находилось самое богатое и древнее погребение. Вместе со скелетом мужчины там найдено свыше восьмисот золотых украшений одежды и дорогое оружие – два меча с золотыми и серебряными рукоятками и бронзовый шлем с серебряной инкрустацией. У бедра находился колчан, украшенный золотыми пластинами. Было ясно, что это погребение знатного скифа, возможно царя. Датируется оно II веком до н.э.
Изучение останков показало, что они принадлежали сильному, крепкому человеку европеоидного антропологического типа. Череп длинный, массивный, с искусственной деформацией свода. Лицо красивое, с правильными чертами. Нос сильно выступающий, узкий, с небольшой горбинкой. Возраст умершего не более 40-45 лет.
Когда для придания большей достоверности реконструкции неизвестного воина ему была сделана скифская прическа с длинными волосами и борода, то выявилось явное портретное сходство с изображенным на монетах и барельефах царем Скилуром. На изображениях хорошо заметна характерная деформация головы. Царские скифы перевязывали голову младенцам, чтобы она приобрела вытянутую, «аристократическую» форму. По историческим сведениям Скилур погиб в сражении с войсками царя Митридата Понтийского.
Сармат из Старо-Лыбаевского могильника.
Реконструкция Т.С. Балуевой, создана в 2000 году.
Сарматы – ираноязычная группа степных кочевников, известная с VII века до н.э. по IV век н.э., родственная скифам Причерноморья и сакам Средней Азии. Их прародина - южное Приуралье и западный Казахстан. На рубеже III и II веков до н.э. сарматы разгромили скифов и продвинулись на запад, заняв территорию от Тобола до Дуная. Памятниками сарматской культуры являются курганные погребения с богатым погребальным инвентарем. Некоторые из них по своей грандиозности и богатству ни в чем не уступают скифским. Найденные в них украшения из бронзы и золота сделаны в скифо-сарматском «зверином» стиле. У сармат долго сохранялись элементы матриархата. Женщины участвовали в военных походах и нередко занимали главенствующее положение в обществе. Известны богатые захоронения женщин-вождей в полном воинском вооружении.
Курганный могильник Старо-Лыбаевский находится в лесостепи в 75 км к югу от Тюмени (Западная Сибирь). Раскопки проводились в 1998-2001 году археологами Института проблем освоения Севера СО РАН. Курганы имеют диаметр до 30 м. В них, помимо одиночных, найдены и коллективные погребения мужчин и женщин с воинским вооружением. Рядом с захоронениями людей в курганах найдены скелеты лошадей и фрагменты конской сбруи. Многие могилы разграблены еще в древности.
Реконструкция 30-40-летнего мужчины сделана по останкам из погребения в кургане № 33. Его антропологический тип – европеоидный, с возможной незначительной монголоидной примесью, короткоголовый и широколицый, со слегка уплощенным лицом, но с высоким переносьем и сильно выступающим носом.
В могиле были обнаружены роговые накладки на лук, колчан, стрелы с костяными и железными наконечниками, фрагменты железного кинжала. Несомненно, похороненный был воином. Поэтому на реконструкции он показан одетым в кожаный шлем и в панцирь из костяных пластин, фрагменты которого найдены в погребении из соседнего кургана. Время захоронения - I век н.э.
Тимур (Тамерлан) – средневековый завоеватель. XIV век.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1941 году.
Тимур (1336 - 1405 гг.) - выдающийся полководец и завоеватель, создатель огромного государства со столицей в Самарканде. Происходил из тюрко-монгольского рода Барласов. В результате завоеваний в его державу вошли Средняя Азия, Закавказье, Персия и Пенджаб. Совершил военные походы в Индию, Турцию, Месопотамию, Египет, разгромил Золотую Орду. Умер во время похода в Китай. Его останки покоятся в Самарканде в мавзолее Гур-Эмир – замечательном памятнике средневекового зодчества. Кроме Тимура там похоронены два его сына – Шахрух и Мироншах, и два внука – Мухамад-Султан и Улугбек.
В июне 1941 года была вскрыта усыпальница Тимуридов. Гробница Тимура находилась в центре. Найденные там останки принадлежали человеку крепкого телосложения и высокого для монгола роста. На скелете обнаружены патологические изменения локтевого и коленного суставов. На черепе сохранились остатки волос рыжего цвета с проседью. Это подтверждает принадлежность останков Тимуру. По свидетельству современников он был рыжебород, высок ростом и очень силен. После ранений стал хромым на правую ногу и сухоруким. Его прозвище Тимур-ленг (Тамерлан) переводится как «хромой Тимур». Он ходил, сильно припадая на ногу, но был неутомимым наездником. Правая рука перестала сгибаться в локте, но осталась сильной и подвижной в плече. Это позволяло Тимуру прекрасно владеть саблей. По антропологическому типу он был типичным монголом, со скуластым малоподвижным лицом. Левое плечо было заметно выше правого, но это не отразилось на гордой посадке головы. Остатки волос позволили восстановить форму бровей, усов и бороды. У него были длинные, по-монгольски опущенные вниз усы каштанового цвета. Небольшая борода рыжего цвета с проседью имела клиновидную форму. Хотя Тимур умер в возрасте семидесяти лет, это был полный сил и энергии человек. Костюм и головной убор созданы на основании анализа миниатюр и вещей эпохи Тимуридов.
в Румынии было найдено 3 боевых шлема в половецких захоронениях. Фотография и прорисовка 2 шлемов у меня имеются. По ним видно, что доля брахицефалов не была подавляюще преобладающей - шлемы ( 2/3 из найденных там ) сделаны на мезо- и долихоцефалов.
Шлем из половецкого погребения Moscu, Румыния, 13 век.
Шлем из Hurgisca, Румыния, 13 век ( возможно, русского производства ).