Искусственный интеллект (AI) используется Европейским космическим центром управления, давая мощную поддержку проекту "Марс Экспресс" (Mars Express) Европейского космического агентства в его поисках следов прошлой или существующей жизни на "красной планете".
С января 2005 года проект "Марс Экспресс" использует свои изощренные инструменты для изучения атмосферы, поверхности и коры Марса, подтверждая наличие воды, и в поисках других следов жизни на поверхности и под горными районами "красной планеты".Космический корабль собирает огромные объемы научных данных, которые должны быть переданы на Землю в нужное время и в нужной последовательности, иначе пакеты данных могут быть навсегда утеряны и затерты вновь записываемыми данными, учитывая ограниченный объем памяти на борту.
Традиционно, передача данных управляется программным обеспечением с вмешательством человека. Создается последовательность команд, она отсылается на корабль Mars Express, запрашивая его о времени сброса пакетов данных. "Это однообразно, отнимает много времени и никогда полностью не устранит случайных потерь ценных научных данных", - сказал Алессандро Донати (Alessandro Donati), глава Офиса технологий и концепций передовой экспедиции Центра космического управления Европейского космического агентства (ESOC), находящегося в городе Дармштадт (Darmstadt), Германия.
"Умное" решение сложной проблемы передачи
Результатом этой работы стал новый "умный" инструмент с дублированием под названием MEXAR2 ("Mars Express AI Tool"), который теперь является интегральной частью системы планирования экспедиции "Марс Экспресс".
MEXAR2 занимается интеллектуальным проектированием, которое оптимизирует расписание передачи и генерирует команды, необходимые для осуществления передачи. Раньше пакеты данных и команды могли быть утеряны. "С MEXAR2 любые потери пакетов данных почти полностью устраняются", - сказал Фред Янсен (Fred Jansen), руководитель экспедиции "Марс Экспресс" в Европейском космическом агентстве.
MEXAR2 значительно снизил объем работы команды планирования экспедиции по составлению планов передачи данных (на 50 процентов по сравнению со старым ручным методом). "Из-за этой оптимизации ширины полосы, используемой для получения данных на Земле, мы может разгрузить дорогостоящую наземную станцию и освободить ее для выполнения других задач", - сказал Мишель Денис (Michel Denis), глава управления космическим кораблем Марс Экспресс Европейского космического агентства в ESOC.
MEXAR2 взял недавно награду "Лучшее приложение" на ICAPS 2007, интернациональной конференции по тестированию для планирующих технологий искусственного интеллекта.
Первая европейская экспедиция полета в глубокий космос с использованием искусственного интеллекта.
Искусственный интеллект обеспечивает решение сложных проблем и введен теперь для космических экспедиций как дополнительная технология. "Марс Экспресс" - первая европейская экспедиция исследования глубокого космоса, использующая на Земле инструмент искусственного интеллекта и технологию развивающую науку и снижающую стоимость времени и ресурсов", - добавил Донати.
После доказательства успешности MEXAR2, ученые обеих организаций ESOC и ISTC-CNR работают над применением существующей технологии искусственного интеллекта для решения других проблем.
Недавняя успешная работа включает решение обратной проблемы - как оптимизировать загрузку команд на "Марс Экспресс", существующую в проекте - в шутку это решение назвали RAXEM - обратное прочтение MEXAR.
Передовая технология искусственного интеллекта Европейского космического агентства будет также применяться для "Передовой инициативы планирования и диспетчеризации" (Advanced Planning & Scheduling Initiative), которая разработана для использования преимуществ искусственного интеллекта в других областях и экспедициях, включая планирование долговременного наблюдения гамма-излучения на бортовой обсерватории Европейского космического агентства.
"Возможно применение тех же самых концепций искусственного интеллекта для будущих экспедиций, таких как ExoMars, первая европейская экспедиция с высадкой на красную планету", - сказал Донати и добавил, "сегодняшнее достижение - это отправная точка для разработки новых автономных бортовых концепций для исследовательских экспедиций Европейского космического агентства в будущем".