Загадки истории: Гигант Родосский
[center][center]
Гигант Родосский - одно из старых 7 чудес света, явное и бесспорное доказательство богатства и могущества Родоса. Гигантом Родосским называли в Старенькой Греции огромную бронзувую статую на полуострове Родос.
Как и большая часть из 7 чудес света, эта скульптура не сохранилась до наших дней. От него вооще ничего не осталось, не считая упоминаний в старых исторических трудах и легендах
[center][center]
Гигант Родосский - одно из старых 7 чудес света, явное и бесспорное доказательство богатства и могущества Родоса. Гигантом Родосским называли в Старенькой Греции огромную бронзувую статую на полуострове Родос.
Как и большая часть из 7 чудес света, эта скульптура не сохранилась до наших дней. От него вооще ничего не осталось, не считая упоминаний в старых исторических трудах и легендах. Несмотря на это, историки и археологи упорно пробуют научными методами уточнить форму статуи и место, где она стояла.
При всей неопределенности сведений о полумифическом Гиганте историческая наука все-таки накопила огромное количество объективных данных об этом древнегреческом чуде. Судя по старым источникам, высота Гиганта была от 30 до 35 метров. Статую воздвигли по случаю снятия с острова осады Деметрия Полиоркета (304 -303 г. до н.э.). Жители Родоса праздновали это событие как выдающуюся победу. В честь долгожданной победы родосские граждане решили выделить львиную долю военной добычи на создание большой статуи бога солнца Гелиоса - покровителя острова Родос.
Создателем проекта был, предположительно, конструктор Хадес из города Линдос на Родосе, ученик Лисиппа. Кропотливая работа продолжалась 12 лет, так что статуя была закончена в III веке до н.э. Отлитая из бронзы мощная фигура Гелиоса была полой, и ее укрепили изнутри камнями. В 653 году арабы, хозяйничавшие в то время на полуострове, собрали остатки разрушенного Гиганта и продали их как сырье и строительный материал.
Основными источниками фактических данных о именитом бронзовом гиганте стали произведения Плиния, Филона и короткие тексты - надписи и посвящения. Ни в одном из этих текстов не обозначено, где стоял Гигант. Нет там и детализированного описания статуи - только самые общие сведения. Бог Гелиос был представлен в виде прямостоящего обнаженного юного атлета с лучистым венцом на голове.
Понятно также, что Гигант простоял 66 лет, а позднее вышло землетрясение и бронзовый бог, не выдержав толчков, развалился на куски. Самое старое изображение Гиганта Родосского сохранилось с 1556 года.
Эти бедные сведения отлично известны спецам по старой истории и не вызывают никаких споров. Противоречия возникают тогда, когда ученые пробуют ответить на три вопроса: где стоял Гигант? Каким способом изготовлена статуя? Как смотрелся Гигант Родосский?
Относительно местоположения "родосского чуда" выдвинуты две главные гипотезы. Согласно первой, классической, теории, статуя должна стоять на берегу моря, в гавани. Отлично понятно изображение Гиганта Родосского с широко расставленными ногами, возвышающегося наподобие арки над входом в гавань. Статуя смотрится так величественно и убедительно, что другие варианты, казалось бы, и не нужны. Но этой гипотезе не хватает самого головного - исторического обоснования. Отсутствуют не только определенные археологические подтверждения, ну и косвенные указания на такое размещение прославленной статуи. Оценка технических заморочек, которые неизбежно бы появились при установке статуи над входом в гавань, тоже не дает считать эту версию сколько-нибудь реалистичной.
Создатели 2-ой гипотезы исходят не из инженерных расчетов, а из того, что Гигант представлял из себя бога Гелиоса, значит его место скорее всего находилось около одноименного храма. Главный храм бога - покровителя, по всей вероятности, стоял в центре города. На 1-ый взгляд, предположение кажется логичным и ясным, но при всем этом, не учитывается одно событие - размеры статуи. Чтобы люди могли рассмотреть собственного 35-метрового Гелиоса (высотой с 10-этажный дом), необходимо было кинуть в центре города большущее незастроенное место. Археологические раскопки не подтверждают так своеобразную планировку города.
Неуж-то родосские жители соорудили бронзового истукана, чтобы копошиться у его ног, подобно муравьям, и благоговейно узреть могучие ступни? Может быть, но неясно. Греки присваивали особенное значение соразмерности и всегда соблюдали пропорции. Общественные строения и жилые дома в городе были в основном двуэтажными. Ставить рядом с ними скульптуру исполинского роста просто не имело смысла!
Приходиться признать: мы не знаем, где стоял Гигант Родосский, очень не довольно объективных данных.
Но, может быть, хотя бы с созданием статуи дело обстоит проще?
На эту тему есть подробный рассказ Филона Византийского, но подлинность самого текста вызывает некоторые сомнения. Историки подозревают, что под именованием писал свои сочинения ритор, живший в более позднее время.
Технологический процесс отливки бронзовой статуи, как его представил Филон, тоже довольно странный. Филон описал поэтапную отливку, слой за слоем, но этот сложный процесс вряд ли был практически осуществим. Не считая того, такой способ противоречит всему, что понятно о технологии отливки бронзовых изделий в Старой Греции.
Все огромные бронзовые изделия, изготовленные в Греции в тот период составлены из отдельных частей. Такая разработка предполагает изготовление моделей и литейных форм и имеет принципное преимущество: заранее видно, что получится в конечном итоге. При отливке целой статуи в несколько приемов тоже сначала нужно сделать модель и литейную форму, но такой способ, описанный Филоном, более рискованный. Убедиться, вышла ли удачная, качественная отливка, можно только после окончания всей работы.
Как бы то ни было, греческие мастера преодолели все технические трудности и сделали гигантскую бронзовую фигуру. Но мы совершенно не знаем, как в действительности смотрелась статуя Гелиоса на полуострове Родос. Можно только считать, что вид бога солнца соответствовал принятым в Старенькой Греции канонам - обнаженный юноша атлетического сложения с лучистым ореолом на голове. Его поза зависила от местоположения статуи. Если Гигант стоял перед храмом, может быть, его поза была более стабильной, с переносом веса на одну ногу. Если Гелиос простирал ввысь одну руку с факелом (как американская статуя Свободы), то рост Гиганта от ступней до макушки, может быть, был не 35 метров, а несколько меньше. Вобщем, это ценное наблюдение нам тоже ничего не дает - в старых текстах нет упоминаний о факеле в руке Гиганта Родосского.
Интуиция дает подсказку, что большая статуя была приятным выражением мощи и процветания островного страны. Гигант должен был стоять на берегу, при входе в гавань, чтобы его было видно с моря издалека. Но все имеющиеся фактические данные противоречат этому предположению. В пользу гипотезы об установке Гелиоса в гавани можно привести еще тот факт, что жители соорудили собственного Гиганта в честь снятия острова с осады, а противник прибыл со стороны моря. Не считая того, нельзя кинуть без внимания и неустойчивость статуи, ведь потрясающий Гелиос простоял относительно недолго - всего 66 лет. Разрушенного Гиганта не пробовали возвратить после землетрясения. Не исключено, что он частично обрушился в море и недостающие кусочки было нереально достать. Но это уже домыслы. Если достоверных фактов пока нет, можно с полным правом дать волю своей фантазии!
Оставить комментарий