"Разгадка" Стоунхенджа: вопросов не меньше, чем ответов
Английские археологи Майк Паркер Пирсон и Эндрю Чемберлен, оба — доктора Шеффилдского института и люди в высшей степени грозные и основательные, смогли приятно удивить ученых и просто интересующихся людей сообщением о разгадке назначения Стоунхенджа, самого, пожалуй, известного мегалитического комплекса на свете. Оказывается, он служил кладбищем для представителей некой "правящей элиты
Английские археологи Майк Паркер Пирсон и Эндрю Чемберлен, оба — доктора Шеффилдского института и люди в высшей степени грозные и основательные, смогли приятно удивить ученых и просто интересующихся людей сообщением о разгадке назначения Стоунхенджа, самого, пожалуй, известного мегалитического комплекса на свете. Оказывается, он служил кладбищем для представителей некой "правящей элиты" того края. Идея, непременно, красива, но она просит разъяснений.
Погребения
Небольшой некрополь, расположенный прямо на местности Стоунхенджа и датируемый 2700-ми годами до нашей эры, известен археологам уже несколько десятилетий. Здесь принципно отметить, что самые запоминающиеся виды Стоунхенджа — круги из массивных вертикальных камешков — датируются 2600-2400 годами. На представленной схеме расположения мегалитов голубым отмечены более ранние, серым — более поздние камни:
Но этот некрополь — не единственный. В 1920-х, когда в Стоунхендже велись 1-ые истинные раскопки (под управлением полковника Уильяма Хаули), рабочие нашли 49 погребений кремированных людей. Тогдашняя наука не присваивала кремациям большого значения, и останки были перезахоронены где-то неподалеку от того места, где их нашли. Для науки они потеряны как минимум в одном отношении: контаминация слоев исключает возможность правдоподобной датировки. Но тот факт, что в Стоунхендже было еще одно кладбище, имеет огромное значение.
В 1950-х археологи нашли три погребения, тоже кремации, расположенные вдоль кромки 1-го из кругов Стоунхенджа. 1-ые пробы датировать останки методом радиоуглеродного анализа успехом не увенчались: разброс дат был очень велик, чтобы говорить о чем-то серьезно. Кости и зубы из этих погребений переехали в ближний музей — в Солсбери, где были оставлены дожидаться научных прорывов. Ко 2-ой половине 2000-х, когда радиоуглеродный анализ существенно усовершенствовали, останки удалось уверенно датировать: один "набор" относился к 3030-2880-м годам, 2-ой — к 2930-2870-м, 3-ий, самый поздний, — к 2570-2340-м. Как надо, заключают ученые, территория Стоунхенджа служила некрополем и в то время, когда возводились круги мегалитов, и в то время, когда они уже стояли на месте. Некоторых археологов будет нелегко убедить в достоверности радиоуглеродного анализа музейных экспонатов: очень тяжело исключить возможность загрязнения их чужой органикой — из других коробок и ящиков в хранилище.
Семья
Паркер Пирсон и Чемберлен считают, что общее число погребений на местности Стоунхенджа составляет от 150 до 240 человек. Если последняя цифра верна, то это — крупнейшее неолитическое кладбище на местности Великобритании. Эндрю Чемберлен, антрополог и эксперт по демографии старенькых обществ, отметил следующую закономерность: количество погребений со временем растет. С его точки зрения, это указывает на то, что одна семья, разрастаясь, хоронила собственных покойников в одном месте в протяжении 30-40 поколений. К огорчению, ни один из доступных нам источников не разъясняет это умозаключение, а аргумент, честно говоря, слабоват. Установить же родство погребенных даже при наличии всего технического арсенала XXI века затруднительно: выделение и сопоставление ДНК кремированных останков — это очень сложная, если вообще решаемая, задача.
"Элита"
Археологи считают, что трупосожжения (кремации) на Британских островах в 3-ем тысячелетии до нашей эры предназначались не для обыденных людей, а для правителей. Трупоположения этой эпохи встречаются очень время от времени. Паркер Пирсон и Чемберлен вообще считают, что обыденных покойников их соплеменники выбрасывали в реку или оставляли непогребенными, оставляя тела падальщикам. Как надо, погребения в Стоунхендже, беря во внимание значимость этого памятника, его сакральное значение для тогдашнего населения, принадлежали элите. Не считая того, не все, но некоторые захоронения в Стоунхендже содержали погребальный инвентарь: в эру неолита это само по себе часто указывает на высокий общественный статус покойника. Рядом с одним из кремированных был найден редкий артефакт — навершие булавы, по предположению исследователей. Церемониальная булава как символ власти и по сей день употребляется в британской палате общин: ее раз в денек вносит в зал заседаний парламентский пристав. Таким образом, у гипотезы о высоком статусе некрополя есть вещественное подтверждение.
"Доисторический Стикс"
Ранее, чем перейти к самому смелому умозаключению Майка Паркера Пирсона, напомним читателю, что, практически, такое "хендж". А это – тип археологического памятника, встречающийся только на Британских островах, состоящий из рва, окружающего круглую или овальную площадку поперечником от полутора 10-ов до нескольких сотен метров. С внешней стороны рва обычно находится насыпь, вал. Так вот, недалеко от Стоунхенджа, "каменного хенджа", около местечка Даррингтон Уоллз находится Вудхендж, "древесный хендж". Там найдены ямки для древесных столбов, расположенные кругами, поперечник большего из которых составляет 500 метров. Рядом найдено большущее поселение (до 300 хижин) со следами обильных массовых пиршеств (многочисленные очаги, достояние костей животных и т.д.). При всем этом, судя по ряду признаков, а конкретно по отсутствию глиняной посуды, селение у Даррингтон Уоллз было сезонным (это научный факт), и люди там появлялись только по принципным поводам, например, для роли в ритуалах, связанных с летним и зимним солнцестоянием (это – гипотеза).
По мнению Паркера Пирсона, Вудхендж и Стоунхендж – две половины 1-го культового комплекса, в каком 1-ый символизировал мир живых, а 2-ой – мир мертвых. Поэтому протекающую рядом реку Эйвон археолог назвал "доисторическим Стиксом". Правда, оба "хенджа", по последней мере сейчас, находятся на одном берегу извилистого Эйвона.
Майк Питтс, главный редактор журнала British Archaeology и ученый с безупречной репутацией, к тому же много копавший в Стоунхендже в 1970-х и 1980-х, остался разумеется не убежден гипотезой Майка Паркера Пирсона. Он отметил, что археологические свидетельства прямо указывают на то, что среди третьего тысячелетия до нашей эры по Стоунхенджу бродил скот, а местные жители пахали там землю, что разумеется не вписывается в концепцию священного некрополя. Не считая того, Паркер Пирсон предполагает, что Вудхендж и Стоунхендж связывало что-то вроде "священной дороги", разбитой излучинами реки. Свидетельства в пользу этой гипотезы спорны: во всяком случае, Паркер Пирсон не смог убедительно показать, что оба отрезка (от Стоунхенжда до Эйвона и от Вудхенжда до Эйвона) – часть 1-го целого.
В конце концов, исследования группы Пакера Пирсона и Чемберлена Stonehenge Riverside Project оставили за скобками делему "голубых" мегалитов из Уэльса: они предполагают, что правившая на солсберийской равнине "семья" простирала свое воздействие очень далеко: валлийские каменоломни находятся в 400 километрах от Стоунхенджа. Но это – объяснение, а не доказательство.
Непринципиально какая большая, обобщающая гипотеза по определению отменная мишень для критики, а в случае археологии дописьменных обществ она не отменная, а идеальная. Все таки, у работы Паркера Пирсона и его коллег есть мощная сторона, которую признают противники гипотезы о некрополе. Шеффилдским ученым удалось ввести в единый контекст целый исторический ландшафт: до их ученые исследовали только отдельные его составляющие. Это что касается науки. А что же до общечеловеческого дела к Стоунхенджу, то можно расслабленно констатировать, что заавесь затаенны над ним если и приподнялась, то только для того, чтобы показать на следующую, еще более загадочною.
Свою гипотезу Паркер Пирсон и Чемберлен обнародовали при содействии журнала National Geographic (официальной, другими словами, большой научной рецензированной публикации еще не нет). Часть ответов на вопросы журналистов появилась в огромных британских и американских газетах, чьи журналисты участвовали в видеоконференции с учеными. Развернутый материал о проекте Паркера Пирсона Stonehenge Riverside Project будет расположен в июньском номере National Geographic, а телефильм "Stonehenge Decoded" выйдет в эфир канала National Geographic вечером в воскресенье, 1 июня.
Оставить комментарий