Палеонтологи под руководством Пола Вигналла (Paul Wignall) из Лиддского университета (University of Leeds) изучили вулканические и осадочные породы в регионе Эмэйшань (Emeishan) на юго-западе Китая. Там как раз 260 миллионов лет назад произошло грандиозное по своим масштабам вулканическое извержение. Более 500 тысяч кубических километров лавы покрыли площадь более чем 100 тысяч квадратных километров. Судя по всему, это извержение стало катастрофой не только регионального, но и глобального масштаба.
Палеонтологи изучили отложения осадочных пород выше и ниже слоя застывшей лавы. Извержение захватило часть мелководья пермского моря и изверженные породы стали хорошо заметной границей в слоях осадков.
Оказалось, что в отложениях, накапливавшихся после извержения, видовое разнообразие заметно меньше. Особенно пострадали фораминиферы – фузулиниды и известковые водоросли. Изменилось и содержание изотопов углерода. Все это позволило палеонтологам сделать вывод, что причина Гваделупского вымирания - именно это грандиозное извержение на юго-западе Китая. Вернее даже не само извержение, а сбой углеродного цикла в биосфере из-за вулканических выбросов.
Гваделупское вымирание, ознаменовавшее конец средней перми и начало поздней, не является широко известным событием. Оно теряется в тени произошедшего всего лишь через 10 миллионов лет (250 миллионов лет назад) великого вымирания на границе перми и триаса. В широкой печати о нем так мало информации, что многие СМИ в сообщении о данном исследовании даже не обратили внимание на то, что это совсем другое событие и написали, что Вигналл с коллегами нашли причину великого пермско-триасового вымирания.
С другой стороны, хотя между Гваделупским и пермско-триасовым вымиранием и прошло около 10 миллионов лет, многие палеонтологи все-таки считают их взаимосвязанными, вернее, имевшими общую причину событиями. Великое вымирание сейчас тоже объясняют вспышкой вулканической активности, только эпицентр ее был не в Китае, а на территории современной Сибири. Вполне возможно, что эти два грандиозных извержения имели единую природу и являлись этапами общего повышения вулканической активности Земли. А изменившаяся после Гваделупского вымирания палеозойская биосфера второй вулканической катастрофы, в конце перми, уже не перенесла и разрушилась, а на ее обломках постепенно сформировалась новая – заметно отличающаяся биосфера Мезозоя.