Останки самой крупной змеи в истории Земли указывают на невероятно жаркий климат тропиков 60 млн лет назад. Удав весом c белого медведя и длиной с серого кита питался крокодилами и не мог выжить при средней температуре ниже 30 градусов по Цельсию.
В Колумбии обнаружена самая большая из всех когда-либо существовавших змей. И если её длина – 13 метров – всего лишь на пару метров превышает рекордную длину анаконды из амазонских джунглей, то вот примерная масса Titanoboa cerrenjonensis – более тонны – в разы превосходит всех известных сегодня пресмыкающихся.
Тем, кто сомневается в оценках Джейсона Хэда из Университета Торонто и его коллег, достаточно взглянуть на окаменевшие позвонки, обнаруженные в угольной шахте Серрехон: диаметр тел позвонков превышает 10 сантиметров.Впрочем, для авторов публикации в Nature эта змея, питавшаяся крокодилами и черепахами, – лишь аргумент в доказательстве более важного в палеонтологии факта.
Если верить климатическим (ещё более спорным, чем анатомическим) оценкам, сделанным на основании обнаруженных окаменелостей, то среднегодовая температура в тропиках 58–60 миллионов лет назад составляла 30–34 oC.
В отличие от художественных и прочих реконструкций, имеющих значение только для любителей рекордов, фантастики и, собственно, палеонтологов, точное моделирование климата и прогнозы изменений биосферы важны для всех обитателей планеты.
Дело в том, что тропики, в климатическом понимании этого термина располагающиеся примерно между тридцатыми параллелями, во всех оценках, сделанных до сегодняшнего дня, воспринимались как идеальный термостат. Вне зависимости от глобальных изменений и климата на полюсах, в тропиках температура практически не изменялась. Даже когда в Сибири росли гигантские папоротники, температура никогда не опускалась ниже нуля, а среднегодовая составляла 15 градусов по Цельсию, в тропиках было лишь на 2 градуса теплее, чем сейчас.
Предыдущие оценки были сделаны в основном исходя из отложений углеводородов и анализа формы и размеров листьев исчезнувших и ныне существующих растений. Хэд расширил этот подход на пресмыкающихся.
Так как змеи, исчезнувшие примерно за 5 миллионов лет до Titanoboa динозавры, черепахи и крокодилы – так называемые пойкилотермные животные, то их обмен веществ напрямую зависит от температуры окружающей среды, а так как ферменты лучше всего работают при температуре от 35 до 40, то организм зачастую тратит дополнительную энергию на разогрев тела. Соответственно, размер «холоднокровных» должен коррелировать со среднегодовой температурой.
Если считать, что принципы обмена веществ Titanoboa не сильно отличались от современных змей, то ему, чтобы выжить, нужна была среднегодовая температура 30–34 градуса, а это на 6–10 градусов больше, чем считалось ранее.
Поскольку оценки Хэда проверить другими данными в ближайшее время вряд ли удастся, то существующие климатические модели, а следовательно, и прогнозы на картину глобального потепления вряд ли подвергнутся коррекции. Если же поверить данным палеоклиматологов, то нас ждет весьма и весьма интересное видообразование. И хотя таких гигантов мы вряд ли увидим, оценить фантазию природы, особенно в тропиках, где многообразие видов максимально, наши потомки смогут в полной мере.
На фото: окаменевший позвонок гигантского удава Titanoboa cerrenjonensis размером более 10 см в сравнении с предклоачным позвонком современной гигантской анаконды (Eunectes murinus), определение к которой в виду этого снимка так и тянет заключить в кавычки.