Хладнокровные мыши живут дольше

Американским биологам  удалось обмануть нейроны преоптической области гипоталамуса (на  рисунке), отвечающие за терморегуляцию, заставив их постоянно снижать на  полградуса температуру тела трансгенных мышей (изображение с сайта  www.colorado.edu)

Американским биологам удалось обмануть нейроны преоптической области гипоталамуса (на рисунке), отвечающие за терморегуляцию, заставив их постоянно снижать на полградуса температуру тела трансгенных мышей

Мудрость предков говорит, что хладнокровие предохраняет от преждевременной старости. Теперь американские биологи доказали, что это поучение можно понимать вполне буквально. Полученные ими результаты свидетельствуют о том, что заветные 36,6 градусов по Цельсию, которые испокон веков считаются нормой температуры человеческого тела, на самом деле вовсе не идеальны — во всяком случае, в том, что касается продолжительности жизни. Одновременно эти результаты подтвердили очень старую гипотезу, согласно которой снижение температуры тела способствует долголетию. В ее пользу имеется много анекдотических свидетельств, теперь же она подкреплена строгими данными, полученными в специально спланированном физиологическом эксперименте. Его провели сотрудники расположенного в калифорнийском городе Ла-Холья (La Jolla) Скриппсовского исследовательского института (Scripps Research Institute), возглавляемые нейрологом Бруно Конти (Bruno Conti).

Этот опыт был поставлен на мышах, вечных мучениках науки. Впрочем, в данном случае его хвостатым участникам вроде бы было не на что жаловаться, поскольку экспериментаторы вполне преуспели в продлении их земного существования. Они снизили температуру тела животных, в результате чего те прожили куда дольше отведенного природой срока.

Давным-давно известно, что за стабилизацию внутренней среды (гомеостаз) отвечает гипоталамус, очень древний отдел промежуточного мозга, который существует у всех позвоночных (точнее, даже у всех хордовых), но лучше всего развит у млекопитающих. В число важнейших параметров гомеостаза входит поддержание физиологически оптимальной температуры тела, которую регулируют нейроны, локализованные в преоптической области (preoptic area) гипоталамуса. Филогенетически (иначе говоря, по эволюционному происхождению) преоптическая область принадлежит не промежуточному, а переднему мозгу, однако структурно относится к гипоталамусу.

Нейрологические механизмы терморегуляции довольно сложны, они включают взаимодействия между различными группами клеток, описание которых увело бы нас слишком далеко. Достаточно сказать, что у небольших млекопитающих в этом процессе активно участвуют нервные импульсы, идущие к бурым адипоцитам — клеткам бурого жира. Эти импульсы вынуждают адипоциты вырабатывать так называемый разобщающий белок первого типа (uncoupling protein 1, UCP-1), который влияет на работу митохондрий — энергетических станций клетки. Митохондрии по должности синтезируют аденозинтрифосфат (АТФ) — главный хранитель и переносчик внутриклеточной химической энергии, однако под воздействием UCP-1 они его не аккумулируют для клеточных нужд, а перерабатывают в тепло.

С помощью этого механизма производства тепла (по-научному, термогенеза) природа наделила зверьков портативными нагревателями в лице островков бурого жира, которые позволяют им избегать переохлаждения организма в зимнее время. Для крупных животных этот механизм не столь важен, поскольку они лучше сохраняют тепло из-за большой массы тела.

Теперь вернемся к эксперименту Конти со товарищи. Ученые сконструировали генетически модифицированных мышей, у которых постоянно перегревался небольшой участок гипоталамуса, расположенный менее чем в миллиметре от центра терморегуляции. Сделано это было весьма остроумно. В состав бокового гипоталамуса входят три тысячи нейронов, которые — и только они — синтезируют некие пептиды, называемые орексинами — от греч. orex «аппетит», поскольку поначалу считалось, что эти пептиды играют важную роль в регуляции пищевого поведения. (Одновременно эти пептиды были открыты в 1998 году другой группой ученых и названы «гипокретинами» — ГИПОталамическими инКРЕТИНАМИ, так как их приняли за представителей группы гастроинтестинальных гормонов инкретинов, вызывающих увеличение производства инсулина. В дальнейшем это сходство опровергли. А из двух названий больше прижилось первое.) Трансгенные мыши были изготовлены таким образом, чтобы у них под воздействием орексинов экспрессировался ген UCP-2, непосредственно связанный с UCP-1. В результате митохондрии этих клеток переходили в режим термогенеза, и в боковом гипоталумусе включались химические грелки. Нейроны преоптической области воспринимали это тепло как свидетельство общего перегрева мышиного организма и потому снижали его температуру на 0,3-0,5 градуса.

Экспериментаторы выяснили, что медианная продолжительность жизни «охлажденных» самцов на 12% превышает таковую у их обычных сородичей, а самок — даже на 20% (и это при том, что и те, и другие получали пищу не только нормальной, но даже несколько повышенной калорийности!).

Конечно, мыши есть мыши, их обмен веществ сильно отличается от человеческого. Но ведь говорят, что и индийские факиры умеют продлевать свою жизнь, снижая температуру тела. Во всяком случае, доктор Конти считает, что в будущем люди смогут добиваться таких же результатов с помощью препаратов, воздействующих на мозговой центр терморегуляции.