Spitzer следит за рождением близнеца Солнечной системы

Протопланетный диск вокруг молодой звезды (в представлении художника). Радиус диска равен расстоянию от Солнца до Юпитера (изображение с сайта www.spitzer.caltech.edu)

Группа астрономов из Университета Рочестера, вооруженная мощной аппаратурой орбитального телескопа Spitzer, обнаружила характерные разрывы в пылевых дисках, окружающих две юные звезды. По всей видимости, разрывы образованы новорожденными газовыми гигантами.

Таким образом, сообщается в пресс-релизе Университета Рочестера, ставятся под сомнение распространенные теории механизма возникновения газовых гигантов. В работе американских ученых, опубликованной в бюллетене Astrophysical Journal Letters от 10 сентября 2005 года, высказывается предположение, что газовые гиганты образуются чуть ли не параллельно с процессом формирования центрального светила, а не в течение миллионов лет. Кроме того, по мнению ученых, одна из звезд — GM Aurigae (Auriga — Возничий), является практически полным аналогом Солнечной системы, какой та была к исходу первого миллиона лет своей жизни, что позволяет составить представление и о нашем прошлом.

Телескоп Spitzer смотрит в прошлое Солнечной системы (изображение с сайта ipac.jpl.nasa.gov)

О том, что в пылевых дисках вокруг GM Aurigae и DM Tauri (Taurus — Телец), находящихся в 420 световых годах от Земли в созвездии Тельца, идет процесс формирования планет, астрономы подозревали давно. Новые спектрограммы, полученные с помощью инфракрасного спектрографа, установленного на борту обсерватории Spitzer, полностью подтверждают эти подозрения: «дыры» в пылевых дисках имеют слишком четкие очертания, чтобы быть случайными завихрениями.

В случае с GM Aurigae, масса которой всего в 1,05 раз превосходит массу Солнца, дыра в пылевом диске простирается на 740 млн — 2,7 млрд километров. Это приблизительно соответствует области Солнечной системы, занятой газовыми гигантами от Юпитера (778 млн километров от Солнца) до Урана (2871 млн километров от Солнца).