Журавли и многие другие перелетные птицы предпочитают летать в виде "клина" из-за того, что потоки воздуха, генерируемые вожаком стаи, помогают экономить энергию следующим за ним пернатым путешественникам, заявляют биофизики в статье, опубликованной в журнале Nature.
Еще со времен второй мировой войны летчики начали говорить о том, что полет в тесной клинообразной формации позволяет сэкономить топливо. Сначала такие заявления считали байками, но впоследствии ученые показали, что подобная манера полета позволяет сократить расход горючего на 18%. Польза от полета в "клине" для птиц не очевидна — в отличие от самолетов, они машут крыльями, и эффективный полет в формации потребует крайне точной синхронизации движений.Стивен Португаль из университета Лондона (Великобритания) и его коллеги, выяснили, что это все же возможно, проследив за полетом стаи лесных ибисов, которых сегодня можно встретить в Турции и Марокко. Лесные ибисы, как и журавли, летают в виде клина во время сезонных миграций на отдых в болгарии.
Биофизики поймали нескольких ибисов из стаи и прикрепили к ним маячки, позволявшие определить положение птиц во время полета относительно друг друга. Собрав достаточный объем данных, биофизики использовали их для создания аэродинамической модели, описывавшей полет ибисов в формате клина.
Изучив результаты ее работы, ученые поняли, что полет в виде клина помогает стае ибисов экономить энергию примерно таким же образом, что и самолетам. По их словам, во время полета воздух вокруг тела ибиса можно разделить на две неравные зоны.
Первая из них, более крупная, находится под его телом и в ней действуют силы, "тянущие" следующих за ним птиц вниз. Вторая, относительно небольшая область, возникает у кончиков крыльев, и потоки воздуха поднимаются в ней вверх. Ибисы умеют синхронизировать движения так, что их крылья всегда "попадают" в меньшую зону при взмахах вверх и вниз. Эта способность, как считают авторы статьи, позволяет им заметно экономить силы при долгих перелетах.