Пытаясь понять, как развивались социальные навыки у человека, исследователи регулярно обращаются к приматам. Формы общественной жизни у обезьян весьма разнообразны: некоторые — к примеру, мандрилы — живут огромными группами в несколько сотен особей, другие предпочитают одиночество — как орангутанги, у которых самцы сольно странствуют по джунглям и лишь самки бывают окружены собственными детёнышами.
Третьи, как шимпанзе, живут небольшими группами, время от времени объединяющимися в стаю. Наконец, есть и такие, которые формируют сложные многоярусные сообщества, где можно выделить гаремы, кланы и отряды, образующиеся для разных целей. Таковы, например, гамадрилы.Всё это многообразие социальных форм должно отражаться на формах коммуникации. Но прежде, чем сообщить что-то «одногруппнику», обезьяна должна этого «одногруппника» найти. То есть появляется проблема: как быстро найти своих. И обезьяны в этом смысле поступают так же, как мы: они смотрят на внешность — в лицо. Год назад исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) опубликовали статью, сообщавшую, что самые удивительные «лица» принадлежат приматам, ведущим полуобщественный образ жизни: диковатая внешность позволяет быстро найти особь своего вида, когда это нужно. С другой стороны, тем, кто постоянно живёт в больших группах, требуется как можно более простое «лицо», на котором легко прочесть эмоции, не отвлекаясь на украшения, странную окраску и пр. (Стоит также заметить, что то исследование проводилось среди обезьян Нового Света.)
То есть эволюция социальных отношений влияла на эволюцию внешности: физиономии приматов делались наиболее удобными для той или иной формы взаимоотношений. Но ведь эволюция никогда не происходит под знаком единственного фактора, и внешность обезьян должна была формироваться под влиянием других нюансов — скажем, экологических. И в новой статье, опубликованной в Nature Communications, та же группа зоологов с Майклом Альфаро (Michael Alfaro) во главе делает попытку отличить «экологические» черты в «лицах» обезьян от «социальных».
Понятно, что для этого нужно было создать адекватный метод анализа обезьяньей внешности. Исследователи разбили «лица» приматов на несколько областей, анализируя в каждой цвет волос и цвет кожи: по набору цветов можно было оценить «сложность внешности». Экологическое влияние разложили на отдельные факторы: география ареала, влажность, температура, плотность листвы деревьев и т. д. Всё это рассматривалось, разумеется, ещё и в эволюционном аспекте родства между разными группами. И на этот раз учёные работали с обезьянами Старого Света.
В итоге учёные пришли к такому выводу: сложность социальной жизни влияет на сложность — то бишь разнообразие — окраски, а вот экологические факторы воздействуют на степень пигментации, то есть на интенсивность цвета, на преобладание тёмных или светлых оттенков. Самыми темнокожими оказались обезьяны, живущие в тропических лесах вблизи экватора, а самыми светлокожими — те, что населяли открытые пространства вдали от экваториальной зоны. (Собственно говоря, такое же распределение можно найти и у человека: у тех, кто исторически жил ближе к экватору, кожа темнее.) Объяснить это можно необходимостью терморегуляции и маскировки: обе эти потребности как-то взаимодействуют и определяют в итоге конечный оттенок.
Что же до цветовой сложности, то тут всё определяла социальная жизнь, и от экологии этот параметр, по словам учёных, никак не зависел. Однако, в отличие от обезьян Америки, о которых исследователи писали в прошлом году, у обезьян Старого Света (живущих в Африке, Азии и Европе) закономерность была обратная: чем больше социальная группа, тем сложнее раскраска «лица». То есть у всех обезьян сложность лицевой окраски зависела от социальных особенностей, но зависимость эта проявлялась по-разному, и это оказалось самой большой интригой работы. Получалось, что обезьяны Старого Света и обезьяны Нового Света используют свою внешность по-разному.
Лишь у человекообразных обезьян в «лицах» выполнялась «американская» закономерность: их внешность в смысле раскраски довольно проста, что опять же можно объяснить развитой системой социальных взаимодействий, при которой нужно уметь «читать по лицу», и лишние узоры, как было сказано, тут могут только помешать. Но у остальных, нечеловекообразных обезьян Старого Света, видимо, в дело вступают какие-то другие факторы, которые корректируют влияние социальности и заставляют даже в больших группах носить на физиономиях вызывающие цвета.