Хотя долго обсуждалось, мог ли археоптерикс летать или же представлял собой одну из ступенек на пути к полёту, никому не приходило в голову, что эта протоптица в действительности потеряла способность подниматься в воздух. Вот что осмелился предположить знаменитый своими неординарными идеями биолог Майкл Хабиб из Южно-Калифорнийского университета (США), выступая в переполненном зале на ежегодной конференции Общества палеонтологии позвоночных в Лос-Анджелесе.
Археоптерикс интересен тем, что обладает скелетом динозавра и перьями птицы, а потому рассматривается в качестве примера поступательного движения эволюции от динозавров к птицам.Мысль о том, что эволюция могла идти в обратном направлении — то есть некоторые протоптицы отказывались от полёта, — пришла к г-ну Хабибу, когда он вычислял пропорции конечностей и степень симметрии перьев археоптерикса, сравнивая полученные значения с показателями современных птиц, дабы выявить, могло ли это животное летать и каким образом. Выяснилось, что характеристики арехоптерикса до странного подобны таковым у современных нелетающих птиц — таких как некоторые представители семейств пастушковых и поганковых.
По словам г-на Хабиба, известно, что археоптерикс обитал на архипелаге юрского периода. Нелетающие пастушковые тоже живут на островах. Ещё одно совпадение...
На момент обнаружения археоптерикса он был самым ранним из известных оперённых динозавров, и предположить, что это пример движения к утрате способности летать, мог только безумец. Однако открытия более древних оперённых динозавров с анатомией, скроенной для полета, заставили палеонтологов по-другому взглянуть на археоптерикса.
«Только потому, что археоптерикс был первым оперённым динозавром, который попался учёным, не следует считать, что он сыграл центральную роль в истории происхождения птиц, — подчёркивает палеонтолог Томас Хольц из Мэрилендского университета в Колледж-Парке (США). — Мы должны помнить, что он возник примерно на 10 млн лет позже самых старых известных нам динозавров, похожих на птиц, то есть наша "первоптица" может оказаться вторично нелетающей».
Тем не менее многие относятся к этой гипотезе скептически. «Я бы с осторожностью называла археоптерикса вторично нелетающим, так как неизвестно, летали ли его предки», — отмечает биолог Эшли Хирс из Королевского ветеринарного колледжа (Великобритания).
На конференции прозвучало немало докладов о том, что могли и чего не могли древние птицы, и они наряду с выступлением г-на Хабиба (просто оно было самым экстравагантным) разожгли новый интерес к вариациям анатомии современных птиц, которые демонстрируют самое разное поведение.
«Современные птицы пользуются крыльями для множества занятий — и для того, чтобы взбираться по крутым склонам, и для гребли, — говорит г-жа Хирс. — Нам и в самом деле стоило бы лучше разобраться в том, как анатомия коррелирует с образом жизни птиц, чтобы корректнее интерпретировать окаменелости».
Например, г-жа Хирс и её коллега Кеннет Дайел, биолог из Монтанского университета (США), указали на конференции на то, что многие птицы в юности летают лучше, чем став взрослыми, и что некоторые виды в зрелости даже полностью утрачивают способность к полётам. «Не исключено, что молодой археоптерикс летал, а взрослый ходил по земле», — соглашается г-н Хольц.