Модель звездной эволюции успешно опробована на белом карлике

Белый карлик NGC 2440 (изображение с сайта antwrp.gsfc.nasa.gov)

Ученые из Университета Калифорнии, работающие в Национальной лаборатории в Лос-Аламосе (штат Нью-Мексико, США), подтвердили достоверность компьютерной модели, предсказывающей повторное возгорание «звездной топки», потухшей в ходе «естественной смерти» старой звезды.

В исследовании, опубликованном на днях в журнале Science, астрофизик Фальк Хервиг (Falk Herwig) заявляет, что его компьютерная модель звездной эволюции подтверждена данными, полученными с помощью радиотелескопа VLA (Very Large Array) в ходе наблюдения за белым карликом V4334 Sgr в созвездии Стрельца. Согласно результатам наблюдений, это небесное тело в самое ближайшее время собирается восстать из собственного пепла и снова стать полноценной звездой. Это будет первый такой случай за все время инструментальных астрономических наблюдений.

Как правило, выгоревшие звезды постепенно превращаются в белые карлики — объекты, плотность вещества которых может достигать тонны на кубический сантиметр. Имея массу, близкую к солнечной, такая белая звезда может иметь диаметр, сравнимый с диаметром Земли. Считается, что большинство звезд, достигших такого состояния, уже никогда не загораются вновь, постепенно умирая.

Однако, как предсказывает модель Хервига, часть (примерно — четверть) таких «покойников» может переживать периоды относительно краткосрочного «возрождения», когда наполняющий ее гелий неожиданно разогревается, втягивает внутрь звезды остатки невыгоревшего водорода, в результате чего происходит мощный термоядерный взрыв. Звезда «распухает», многократно увеличивая свой диаметр, температура ее поверхности снижается, а на окружающие ее спутники обрушивается настоящий дождь из атомов углерода. Именно это и произошло недавно с объектом V4334 Sgr, резкое увеличение яркости которого было зарегистрировано в 1996 году японским астрономом-любителем Юкио Сакураи.

Согласно модели Хервига, в ближайшее время V4334 Sgr снова начнет нагреваться, чтобы еще раз пройти через цикл «разогрев—взрыв—охлаждение», который продлится еще примерно двести лет, говорится в пресс-релизе Лаборатории. Только после третьего взрыва звезда остынет окончательно и уже навсегда будет зачислена в разряд белых карликов. Впрочем, об этом мы узнаем только через двести лет. Если повезет.