Если вас интересуют свиньи, то Израиль не лучшее место для их изучения, ибо и иудаизм, и ислам запрещают употреблять их в пищу. Однако учёные, которые намерены восстановить историю этой страны в мельчайших подробностях, не могут упустить ни одной детали, и им открылось, что местные свиньи имеют европейское происхождение, в отличие от хрюшек в остальных частях Ближнего Востока. По-видимому, около трёх тысяч лет назад животных завезли на Святую землю некошерные филистимляне.
В горах к западу от Иордана, где жили древние израильтяне, археологи не нашли почти ни одной свиной косточки. Напротив, очень много таковых в низменных районах — там, где процветало Пятиградье филистимлян: Ашкелон, Экрон, Газа, Ашдод и Гат. Одного этого было достаточно, чтобы появилось предположение, будто филистимляне — осевшая в этих краях часть «народов моря» — принесли с собой из Эгеиды все свои кулинарные и животноводческие привычки.Новое исследование ДНК древних и современных свиней показало, что европейские иммигранты и впрямь распространяются в тех краях в железном веке (около 900 года до н. э.) и постепенно берут верх над всей популяцией кабанов на территории сегодняшнего Израиля, пока ближневосточные свиньи не исчезают оттуда полностью.
Это всё, конечно, очень мило, но неужели историкам и вправду так необходимо знать, кто был предком израильских свиней? «Да, необходимо, — отвечает руководитель проекта Израэль Финкельштейн из Института археологии Тель-Авивского университета. — Потребление свинины — прекрасный маркер этнической принадлежности, особенно в этих краях».
Свиньи — верные друзья животноводов, ибо они поедают отходы и помогают содержать скот (в данном случае овец) в чистоте. В то же время они не способны без помощи человека преодолевать большие расстояния. То, что филистимляне привели их с собой, свидетельствует о большом значении этих животных в хозяйстве.
Переселение «народов моря» началось в XIII веке до н. э. из-за сильной засухи, обрушившейся на Восточное Средиземноморье. Оно кардинальным образом изменило этническую и политическую картину региона, а когда пыль осела, древние евреи — семиты из Передней Азии — обнаружили себя соседями потомков доиндоевропейского населения Юго-Восточной Европы, Анатолии и Кипра. И те и другие поначалу были скромными скотоводами, но филистимляне, жившие в более плодородных долинах, сравнительно быстро перешли к оседлому образу жизни, пока народ израильский продолжал упрямо чтить заветы предков.
Тогда-то, по-видимому, и начала складываться идеология небольшого горного народа, который едва сводит концы с концами и скрывает зависть к преуспевающим соседям под маской презрения. В наиболее ранних слоях библейского текста хорошо прочитывается отношение кочевника к оседлым народам. Взять хотя бы миф о Вавилоне: с точки зрения человека, вся жизнь которого проходила в путешествиях с места на место, оседлое поселение — вызов высшим силам. Как ты можешь быть уверенным в том, что там, где ты решил остановиться навеки, всегда будет расти сочная трава для твоих овец? Естественно, в книге Бытия Бог карает глупых и высокомерных строителей башни.
Как известно, дихотомия «мы — они» играет ключевую роль в формировании этнического самосознания, без которого не построишь единое государство (а без сильного государства не получится отобрать у соседей самую плодородную землю). Г-н Финкельштейн не исключает того, что именно отношение к свиньям могло стать важным водоразделом между кочевыми и оседлыми скотоводами, между горцами и народом долины: они едят свинину, а мы — нет.
Исследование началось более двух лет назад с обзора современной популяции кабанов Израиля. Мейрав Мейри, специалист по древней ДНК, протестировала дошедшие до наших дней образцы со всей страны — тут кусочек уха, там клочок кожи — и обнаружила во всех европейские гены. На самом деле это сюрприз, ибо аналогичные исследования в соседних странах — Египте, Иране, Ираке, Сирии и Турции — показали, что у тамошних свиней ближневосточная родословная.
Европейскую свинью трудно отличить на глаз от ближневосточной, однако ДНК, выделенную из 34 древних образцов, не обманешь.
Едва ли филистимляне привезли с собой столько свиней, что часть из них, вырвавшись на свободу, смогла подмять под себя азиатскую породу. Скорее всего, сыграло роль и переселение в Израиль европейцев в эллинистическую эпоху, и последующие миграционные волны вплоть до времён крестовых походов.