Кузнечиковые хомячки не чувствуют боли от укусов скорпионов — при попадании в организм яда болевые рецепторы грызуна блокируются благодаря работе определенных белков, вступающих во взаимодействие с токсинами, пишут американские ученые в статье, опубликованной в журнале Science.
Кузнечиковые или скорпионовые хомячки (Onychomys torridus), обитающие на территории от Канады до Мексики, питаются различными насекомыми, мелкими позвоночными и даже ящерицами, а также могут напасть на скорпионов, в честь которых и получили свое второе название. Их жертвы, древесные скорпионы (Centruroides sculpturatus), очень ядовиты, а укусы их крайне болезненные — и если было известно, что грызуны устойчивы к яду и не погибают от него, то никто прежде не устанавливал, чувствуют ли они боль.Выяснить это решили Эшли Роу (Ashlee Rowe) из Техасского университета в Остине и ее коллеги: в своем эксперименте они вводили в задние лапки обычных мышей и кузнечиковых хомячков яд скорпиона, а также солевой раствор для сравнения реакции. Затем они в течение 15 минут следили, насколько часто и долго грызуны зализывали место укола. Если мышки острее реагировали именно на яд, то кузнечиковые хомячки — на солевой раствор.
Ученые проверили, будут ли испытуемые реагировать точно так же не только на яд древесных скорпионов, и ввели им формалин. "Хотя кузнечиковые хомячки после введения формалина меньше лизали лапки, чем мыши, они это делали дольше по сравнению с тем, когда им ввели солевой раствор — это показало, что к другим болевым стимулам они чувствительны", — пишут авторы статьи.
Роу и ее коллеги выяснили, что у обычных мышей, как и у большинства млекопитающих, яд скорпиона активирует болевой рецептор Nav1.7, но у кузнечиковых хомячков с ним во взаимодействие вступают аминокислоты другого болевого рецептора, NaV1.8 и "выключают" боль. Более того, отмечают ученые, он ненадолго вызывает у этих грызунов анельгезию — пониженную болевую чувствительность и к другим факторам.