Ричард Стивенсон и Верн Льюис из Университета Торонто (Канада) впервые получили прямые доказательства наличия сна у брюхоногих моллюсков.
Учёные обратили внимание на то, что прудовики (Lymnaea stagnalis), живущие в их лаборатории, проводят 10% своего времени в состоянии покоя: животные прикрепляются в поверхности аквариума и остаются неподвижными — мышцы расслаблены, щупальца частично втянуты.
Спящая улитка должна слабее реагировать на возбуждение, чем отдыхающая, подумали исследователи и принялись тыкать в бедняг металлическим прутом. Так и выяснилось, что гастроподы и впрямь не дураки заехать к Сопикову и Храповицкому. К удивлению специалистов, обнаружилось также, что, в отличие от большинства животных, улитки не спят определённое количество часов в сутки. Их циркадный ритм измеряется двумя–тремя днями. Возможно, чёткий контроль цикла сна и бодрствования не был ими выработан, потому что сна улиткам нужно совсем немного.
Сотрудник Зоологической станции Антона Дорна (Италия) Юэн Браун напоминает, что животные спят регулярно, потому что им надо закреплять новую информацию. Образ жизни улиток позволяет им не столь остро нуждаться в этой функции. Вероятно, простая форма сна характерна для ранней стадии эволюции, и только потом, когда усложнившаяся жизнь потребовала соответствующей ментальной отдачи, выработались более продуманные способы контроля циркадного ритма. Наверное, это было очень давно, потому что кубомедузы, возникшие аж 600 млн лет назад, по ночам спят.