Рыбки брызгуны охотятся, сбивая струёй воды зазевавшихся насекомых. И даже если бы у брызгунов были феноменальные обоняние и слух, они бы не помогли: стрельбу приходится вести из воды в воздух, а запахи и звуки из среды в среду проникают с большим трудом. Поэтому брызгунам приходится полагаться только на меткость глаза
Брызгуны не посрамили своего имени: в статье, опубликованной в Vision Research, авторы пишут, что рыбы могли различить дырку в букве «С», даже когда её величина составляла всего 0,155–0,140˚ угла обзора. Лучше всего брызгуны видели той частью сетчатки, на которую попадали лучи света, идущие сверху и спереди. Что понятно: ведь рыбам приходится стрелять по насекомым, которые сидят над ними. В ходе эволюции преимущество получили те брызгуны, у которых фоторецепторы оказались сгруппированы именно в этой, стратегически важной области сетчатки.
Среди пресноводных рыб брызгуны, таким образом, оказались самыми зоркими. Однако морские животные (например, тюлени и киты) видят раза в полтора лучше, а зрение человека и других приматов почти в 20 раз острее, чем у брызгунов. Что уж говорить о птицах. Впрочем, и человек, и птицы смотрят сквозь воздух, который позволяет видеть лучше, чем вода.
Что до брызгунов, то их остроты зрения вполне хватает для той необычной охоты, которой они занимаются. Ранее та же группа исследователей установила, что и цветовое зрение брызгунов сосредоточено в зоне наибольшей остроты, то есть они стреляют по добыче, ориентируясь не только по её форме, но и по цвету.