Первые люди, поселившиеся на островах Тихого океана, оставили после себя недобрую память, уничтожив немало птиц. Из-за пробелов в палеонтологической летописи трудно судить о том, насколько массовыми были потери. По новой оценке, исчезла почти тысяча видов, то есть около 10% земных видов пернатых.
Вымирание всегда сопутствовало приходу человека в новую для него область. Прежде всего страдали те животные, которые на свою беду оказывались источником мяса. Так, мегафауна Австралии и Америки исчезла вскоре после того, как туда добрались первые люди, что случилось около 40 тыс. и 10–20 тыс. лет назад соответственно.Фиджи, Гавайи и прочие острова Тихого океана, расположенные вдали от материков, стали обитаемыми примерно 3,5–7 тыс. лет назад. В отсутствие крупных хищников местные птицы к тому времени превратились в нелетающие комочки пуха, на которые было очень легко охотиться. Более того, некоторые виды лишились мест обитания в результате подсечно-огневого земледелия.
Останки некоторых из этих птиц найдены, однако всем хорошо известно, что палеонтологическая летопись заведомо неполна. Остаются приблизительные оценки, и они варьируются от 800 до более чем 2 тыс. видов. Новую попытку прояснения вопроса предприняли Ричард Дункан из Канберрского университета (Австралия) и его коллеги.
Исследователи сосредоточились на останках птиц, не входивших в отряд воробьинообразных и живших на 41 269 крупных островах восточной части Тихого океана. Это сделано в связи с тем, что их крупные тела не только привлекали охотников, но и имели большие кости, которые легче найти.
Затем учёные с помощью статистических моделей оценили количество ещё не открытых вымерших сухопутных птиц не из отряда воробьинообразных на основании доли современных пернатых, которые известны нам только по живым экземплярам, но отсутствуют в палеонтологической летописи.
Моделирование показало, что с приходом человека на острова Тихого океана исчезло по крайней мере 983 и как максимум 1 300 видов птиц, не входивших в отряд воробьинообразных. Это в рамках прежних оценок, только точнее.