Может показаться, что у паука, сидящего в центре паутины, нет никаких забот, кроме как сосать соки из попавших в сеть насекомых и время от времени латать порванную паутину. Однако, как показали опыты Кенсуке Накаты из Киотского женского университета (Япония), пауки принимают к сведению, где и как порвалась паутина, и корректируют стратегию охоты в соответствии с новыми данными о поведении добычи.
Но способны ли пауки понять, что поведение добычи поменялось и теперь нужно сосредоточиться на других участках паутины? Г-н Наката поселил в лаборатории около трёх десятков пауков C. octotuberculata, дождался, когда они сплетут сети, и начал кормить их мухами — по одной в день. Но половине пауков исследователь сажал мух в верхние или нижние сегменты сети, а другой — в левые или правые. Затем, когда пауки починили надорванные сети, зоолог сфотографировал их, с пауками и без.
Сравнивая паутинные ловушки, снятые вместе с хозяевами и без, учёный смог определить, какие из радиальных нитей пауки натягивают сильнее. С каждым пауком процедура повторялась пять раз: паутина рвалась, животное его ремонтировало, затем следовала фотосессия. В результате оказалось, что подопытные по ходу дела учатся: если добыча попадала (и, соответственно, повреждала) в горизонтальные сегменты, пауки сильнее натягивали горизонтальные радиусы. Если же сеть повреждалась сверху и снизу, пауки работали с вертикальными нитями.
По словам г-на Накаты, большее натяжение нити позволяет пауку быстрее среагировать на добычу и минимизировать повреждения паутины. Удивительно и то, что пауки оценивали результаты предыдущей охоты и соответственно меняли своё поведение, учась у мух тому, как лучше их ловить.