Мы привыкли относиться к паукам как к безжалостным охотникам-одиночкам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что социальные виды пауков привлекают к себе повышенное внимание — исследователям очень хочется понять, как и с чего бы эти «безжалостные охотники-одиночки», которые в случае чего не побрезгуют и собственными родичами, научились жить друг с другом в мире и согласии.
Учёные под руководством Фрэнсиса Ратниекса из Университета Сассекса (Великобритания) работали с пауками Parawixia bistriata. Это один из немногих видов социальных пауков, обитающий в южноамериканских саваннах. Не так давно, кстати, мы уже рассказывали о нём — в связи с сюжетом о том, как P. bistriata буквально затмили собой небо в одном бразильском городе. Эти пауки (достигающие 4 см в поперечнике с учётом размаха ног) известны коллективными сетями, на которых могут сидеть сотни особей.Днём, как пишут исследователи в American Naturalist, все они собираются для сна в довольно крупный шар, достигающий размера футбольного мяча. Этот жутковатый шарик покоится в центре сети общественного пользования, которая сделана из прочных постоянных нитей. Это что-то вроде несущей конструкции, которую члены колонии строят только раз и без нужды не переделывают. На закате пауки просыпаются, расползаются из шара и принимаются на общих несущих нитях строить личные сети. Всё попадающееся в приватную ловушку будет добычей её владельца.
Это можно сравнить с коммунальным домом, где есть личные «рабочие кабинеты» и общая «спальня» с «коридорами». Перед рассветом паук съедает свою сеть и возвращается в «спальный шар».
Когда собственная паутина построена, P. bistriata внимательно следят за теми, кто проходит мимо по общим нитям. Если гость перемещается слишком близко, паук подскакивает к границе личной сети и предостерегает соплеменника от вторжения. После чего потенциальный захватчик бредёт дальше в поисках вакантного места для обустройства «личной комнаты». Как только все пустые места получают своих хозяев, пауки перестают нервничать и уже не угрожают соседям, даже если те появляются вблизи от их владений.
Но бывает и так, что далеко не все пауки находят свободное место. И тогда они просто садятся по краям сетей своих более удачливых товарищей, не обращая внимания на их угрожающие выпады и питаясь тем, что удаётся стащить из чужой паутины.
То есть у P. bistriata действует что-то вроде общественного договора (или этикета, кому как нравится): они предостерегают других от агрессивных действий, пока есть хоть какая-то возможность обустроить свою сеть, и становятся относительно миролюбивыми, когда другим просто некуда деваться. В свою очередь, те, кому не повезло, не пытаются захватить чужую сеть, ограничиваясь мелким воровством.
Подобное поведение, хоть и вносит некоторую напряжённость во взаимоотношения, всё же лучше, чем постоянные бои не на жизнь, а на смерть.