Верветки и горбатые киты оказались носителями культуры

Биологи проследили процесс формирования поведенческих особенностей у обезьян-верветок Chlorocebus aethiops и горбатых китов Megaptera novaeangliae - оба вида оказались способны формировать собственные культурные традиции. Две работы независимых групп ученых опубликованы в одном номере журнале Science, их краткое содержание пересказывает ScienceNow.

Первая группа исследователей использовала для изучения поведения южноафриканских верветок окрашенную кукурузу. Авторы приучили две группы обезьян употреблять только одну из разновидностей: голубую в - одном, и красную - в другом случае. После того, как у обезьян сформировалось предпочтение, ученые наблюдали за поведением новых членов группы - новорожденных верветок и мигрирующих самцов.

Оказалось, что сформированные в группе предпочтения очень заразительны - их перенимают все малыши и почти все самцы. Последние, даже если ранее употребляли кукурузу другого цвета, изменяют свои предпочтения в соответствии с тем, что принято есть в данной группе. Интересно, что не обращали внимания на местные традиции те самцы, которые сразу же приобретали высокое место в социальной иерархии.

По словам ученых, это говорит о том, что социальное обучение, то есть обучение группы, часто может быть важнее, чем собственный опыт животного.

Вторая группа биологов, которая занималась горбатыми китами, установила, что влияние такого социального обучения зависит от того, насколько долго присутствует животное в группе. Ученые исследовали распространение особенностей поведения китов во время охоты и установили, что в 87 процентах случаев животные научаются новым приемам от своих сородичей в группе.

По словам авторов, это позволяет говорить о наличии среди китов разных культур. «Мы уже знаем о том, что песни горбатых китов передаются как особенность группы. В данном случае мы имеем популяцию животных с двумя независимо эволюционирующими культурными традициями - с культурой».

Социальное обучение известно биологам очень давно, однако пределы сложности, которого оно способно достигать, пока не ясны. Одним из классических изученных примеров социального обучения является традиция макак мыть овощи перед употреблением в пищу.

Похожие статьи: