Мимические движения обезьян и речевые движения человека развиваются похожим образом, и, по мнению исследователей, мимика приматов, которая была независимой от жевания, могла лечь в основу развития человеческой речи.
Существует несколько гипотез, объясняющих происхождение человеческой речи. По одной из них, она произошла от звуковых сигналов обезьян. Но обезьяны умеют кричать от рождения: звуковому общению они не учатся, со временем оно у них не меняется. Речь же проходит этап становления, пока индивидуум учится издавать осмысленные звуки. По другой гипотезе, она появилась благодаря «озвучке» жестов: движения конечностей у обезьян получили звуковое выражение.Исследователи из Принстонского университета (США) утверждают, что речевая способность человека развилась из мимических гримас приматов, а именно из причмокивания губами. Эту гримасу можно встретить у огромного числа видов обезьян, вплоть до шимпанзе: животные чмокают друг другу, когда хотят подтвердить дружеский контакт. Социальная коммуникативная функция этого понятна, но ведь при этом не издаётся никаких особых звуков, гортань и голосовые связки не задействованы. Однако речь возникает благодаря работе двух систем: во-первых, дыхательные мышцы прокачивают воздух через голосовые связки, во-вторых, звук изменяется движениями языка, губ и щёк. Сами по себе мимические движения никаких звуков не производят, но и никакая речь без них невозможна.
Исследователи попробовали выяснить, есть ли что-то общее между обезьяньим чмоканьем и младенческим лепетом. Когда ребёнок пробует издавать первые звуки, его мимические движения медленны и разнообразны по ритму. По мере взросления речевая мимика становится более быстрой и упорядоченной. С другой стороны, жевательные движения, которые довольно похожи на чмоканье, формируются сразу и почти не меняются со временем. Это говорит о том, что те и другие подчинены разным отделам нервной системы. Если чмоканье губами действительно послужило толчком к развитию речи, то и у приматов эти мимические движения должны развиваться так же, как у человека, то есть постепенно и независимо от жевания.
В статье, опубликованной в журнале Developmental Science, авторы рассказывают о результатах наблюдения за разновозрастными макаками-резусами: у этих обезьян, относительно далеко отстоящих от человека, развитие мимических жестов повторяло развитие наших речевых движений. Совершенствование мимики у макак шло независимо от формирования жевательных движений, которые, кстати, у человека и обезьян тоже проходили через одни и те же этапы.
Во второй статье, опубликованной в Current Biology, та же группа исследователей описывает различия между жевательными и мимическими движениями обезьян. Учёные сделали рентгенографическое видео, на котором можно следить за движениями обезьяньих губ (обозначены зелёной точкой), языка (красным) и подъязычного хряща (синим) во время жевания (справа) или дружественного чмоканья (слева). Как и у человека, жевательные движения обезьян более ритмичны, медленны и предсказуемы. В случае мимических движений у макаки и речевых движений у человека взаимодействия между губами, языком, челюстями и подъязычным хрящом более разнообразны и, как утверждают авторы работы, имеют между собой много общего.
Стоит, однако, подчеркнуть, что важно здесь не сходство движений, а то, что жевание и мимика у человека и обезьян развиваются независимо друг от друга и, очевидно, подчинены разным нейронным сетям. Вовсе не обязательно, что человеческая речь возникла именно из того чмоканья, которое сейчас демонстрируют друг другу дружественно настроенные обезьяны. Однако похожие мимические движения в прошлом позволили нашим предкам изменять характер производимых горлом звуков — и это был первый шаг к появлению речи.