В принятии решения столь коллективными созданиями, как муравьи, большую роль играют индивидуальные особи-эксперты. Иными словами, в голосовании вовсе не обязательно все рабочие муравьи оказываются равноправны, как представлялось учёным ещё недавно.
Сначала экспериментаторы предоставили насекомым искусственное гнездо, которое муравьи охотно заселили. Через некоторое время биологи поставили на площадке второе укрытие. Некоторые мураши в ходе своих странствий открыли его для себя, но вся колония ещё оставалась на старом месте.
А через неделю на подопытной территории был выставлен третий аналогичный домик. Одновременно первый был разрушен. Муравьи принялись бегать в разные стороны в поисках нового подходящего жилья.
В предыдущем похожем исследовании верное решение о переселении принималось исходя из простого «голосования ногами». Насекомые должны были выбрать из плохого и хорошего укрытия. В каждое наведывалось энное число мурашей, которые по нескольку раз возвращались в колонию и уводили за собой последователей, агитируя их за перенос всей семьи в понравившееся место.
Дом, подошедший большему числу муравьёв, набирал кворум, и далее в него переселялись все. Механизм этот срабатывал замечательно — большинство голосовало именно за более уютное гнездо.
Теперь изменённые условия опыта позволили выявить ранее ускользавшую, но важную деталь. В описанном выше голосовании преимущество оказывается на стороне тех рабочих муравьёв, что заранее разведали новое место. Их мнение сильнее влияет на окончательный выбор коллектива.
Ведь в нынешнем опыте муравьям следовало избрать в качестве места для колонии один из двух совершенно одинаковых пустых домиков. Различались они лишь временем появления на площадке — задолго до или непосредственно перед «катастрофой», погубившей первый домик.
Так вот, в ходе нескольких таких испытаний с целым рядом колоний обнаружился явный перевес в сторону знакомого отдельным особям нового дома. Неосведомлённые о существовании альтернативных гнёзд мураши хаотично разбредались по территории, некоторые случайно натыкались на второй и третий дома.
Но те насекомые, которые ранее уже побывали в домике номер два (запомнив дорогу и став своего рода «знатоками»), направлялись прямиком к нему сразу после разрушения первого гнезда. Далее такие мураши-эксперты более активно переманивали во второе гнездо новых особей, и именно в него в итоге переезжали вообще все муравьи.
Получается, что в колониях, где у всех членов одна цель, нет конфликта интересов и решение принимается коллективно, тяжесть этого решения распределяется вовсе не равномерно. Вместо этого вся группа получает выгоду (более быстрое переселение), прислушиваясь к лучше осведомлённым индивидуумам, заключают авторы исследования в статье, вышедшей в Journal of Experimental Biology.