Если муравьям приходится искать новый дом взамен разрушенного, в этом вопросе они предпочитают доверять мнению более опытных разведчиков из их же числа, которые больше знают об окружающем мире и могут отвести всех членов колонии в безопасное место.
Учёные имели дело с муравьями Temnothorax albipennis, чьи муравейники собирались на юге Англии и переносились в лабораторию. При этом у насекомых была почти такая же свобода действий, как и в живой природе: они могли беспрепятственно исследовать окружающую территорию. В пределах экспериментальной площадки располагался ещё один «дом» — хоть и пустой, но пригодный для заселения. Сами муравьи были помечены специальной краской; за каждым их шагом следила специальная аппаратура.
Через неделю исследователи разрушали муравейник, вынуждая муравьёв искать новое пристанище. Одновременно на экспериментальную площадку приносили ещё один искусственный муравейник, идентичный разрушенному и тому, что пустовал.
Выяснилось следующее: пока некоторые из муравьёв беспорядочно носились по площадке, другие особи целенаправленно шли к ранее обнаруженному дому. Ещё раз удостоверившись в его наличии, разведчики возвращались в разорённое гнездо и указывали дорогу всем остальным, порой просто неся своих товарищей в челюстях. Таких путешествий — от старого дома к новому и обратно — было несколько, причём у насекомых ни разу не возникало искушения обосноваться в новом, неразведанном муравейнике, который появился одновременно с разрушением прежнего.
Результаты наблюдений учёные представили в издании Journal of Experimental Biology.
По словам авторов, новые данные усложняют картину социальной жизни муравьёв. Очевидно, что в критической ситуации насекомые сохраняют все свои социальные связи и полагаются отнюдь не на случай, а на мнение более опытных членов колонии, которые хорошо знают местность и могут отвести «свой народ» в безопасное место.