При метастазе злокачественных опухолей раковые клетки отделяются от первоначальной опухоли и распространяются с кровотоком в другие органы, где снова группируются и формируют вторичное новообразование. К сожалению, процесс миграции раковых клеток все ещё не до конца понят, что отчасти объясняется невозможностью наблюдения за распространением метастазов внутри тела.
Самые современные методики визуализации, такие как мультифотонная флюоресцентная микроскопия, способны проникать в ткани на глубину не более чем на 0,5–1 мм — слишком мало для наблюдений за наиболее «популярными» местами возникновения вторичных опухолей, такими как печень.Сотрудники Хюбрехт-института онтогенетики и исследований стволовых клеток (Утрехт, Нидерланды) нашли самое радикальное решение названной проблемы: они попросту имплантировали 12-миллимитровый стеклянный иллюминатор в титановом обрамлении в область живота лабораторной крысы. Получилось настоящее окно, демонстрирующее жизнедеятельность основных органов грызуна, включая печень, почки и кишки.
Мучения животного не были напрасными. Благодаря окну учёные смогли две недели наблюдать в реальном времени за перемещением отдельных раковых клеток, предварительно помеченных флюоресцирующим красителем. При этом удалось сделать несколько важных открытий. Например, к удивлению исследователей, оказалось, что при достижении нового места назначения, но перед тем, как осесть и «сконденсироваться» в новую опухоль, раковые клетки начинают «кружиться», очерчивая довольно случайную траекторию над будущим местом «посадки». Ранее никто и предположить не мог, что онкоклетки совершают подобный «ритуальный танец», прежде чем «заложить» новую опухоль (и причина этого, к сожалению, пока остаётся загадкой).
Впрочем, даже не зная, что это за «танец», информацию о нём оказалось возможным использовать против самих «танцоров». Когда учёные дали животному препарат, способный подавлять мобильность раковых клеток при достижении ими места назначения, выяснилось, что это приводит к резкому снижению числа вторичных опухолей, а также влечёт за собой замедление скорости роста новообразования.
Во всём этом есть только одна проблема, но большая. Результаты наблюдений за биологией крысы совсем не обязательно переносимы на человеческий случай. То есть ценность полученных таким образом сведений будет под жирным вопросом, пока такое же окно не прорубят в животе человека...