Самцы бабочек совок, почуяв самку, разогревают летательные мышцы, чтобы лететь к ней. При этом молодые самцы-девственники, которые срываются с места, не разогревшись достаточно, проигрывают в скорости более опытным конкурентам, дольше разминающимся перед стартом.
Бабочки общаются с внешним миром преимущественно обонянием: пищу они находят по запаху, полового партнёра — тоже. Когда самка мотылька хочет объявить о своей готовности спариться, она распространяет вокруг себя феромоны, привлекающие самцов. Самцы устремляются на запах, и выигрывает тот, кто прилетел быстрее. От чего же зависит проворность самцов?Энтомологи из Университета Юты (США) взялись узнать, как запахи влияют на летательные повадки ночных бабочек. В качестве модели они выбрали совку Helicoverpa zea, известного сельхозвредителя, гусеницы которого кормятся на самых разных культурах, от кукурузы до клубники. Бабочки, как и прочие насекомые, зависят от температуры окружающей среды: на холоде они неактивны. Чтобы летать в холодном ночном воздухе, совки могут разогревать грудные мышцы: перед полётом бабочка сидит на месте и дрожит, часто сокращая и расслабляя летательную мускулатуру.
В эксперименте самцов совок охлаждали до 7–10 ˚C, а потом окуривали шестью разными запахами. Среди запахов был и феромон самки, призванный сработать как приглашение к спариванию.
За прогревом мышц бабочек наблюдали с помощью инфракрасной камеры. Когда до самцов доносился запах, они какое-то время ничего не делали, потом начинали дрожать, разогревая себя, после чего взлетали. Если запах был обычный, бабочки оставались на земле до тех пор, пока не прогревались полностью. Но если до них доносился аромат феромона, то, во-первых, они начинали разминаться раньше, во-вторых, взлетали до того, как мышцы нагревались до нужной температуры. Но такой поспешностью отличались только самцы-девственники; те, у кого уже был опыт общения с самкой, разогревались как положено.
Но не стоит думать, что поторопившиеся и вылетевшие раньше имеют преимущество, предупреждают нас исследователи в Journal of Experimental Biology.
С помощью довольно хитроумного устройства энтомологи измерили силу крыльев самцов, которую они развивают в полёте. Оказалось, что короткая разминка замедляет движение: крылья работают слабее, и брачную гонку выигрывают те, кто предпочёл задержаться на «аэродроме», разогревая мышцы до нужной кондиции. Так что самцам, почуяв самку, приходится выбирать: немедленно сорваться с места или подготовиться по всей форме.
Как видим, у ночных совок дела обстоят так же, как у людей: с возрастом самцы начинают понимать, что успех обеспечит скорее опыт, нежели юношеская торопливая неумелость.