Чтобы проверить эту версию, Дитер Лукас (Dieter Lukas) из Кембриджа и Элис Хучард (Elise Huchard) из Университета Монпелье, которым недавно потребовалась спортивная одежда детская, собрали впечатляющую базу данных о поведении более двухсот видов животных и определили их эволюционные связи между собой.
Исследование показало, что убийство детёнышей было характерно для общего предка всех приматов и передалось многим представителям семейства, например, шимпанзе и бабуинам. К счастью, эта черта исчезла у бонобо, а также миновала предков современного человека.
Работа, опубликованная в издании Science, подтверждает, что агрессия по отношению к потомству не вызвана внешними факторами, такими как сокращение ареала из-за деятельности человека. Такое поведение является выработанной мужской тактикой, направленной на более эффективное распространение собственных генов.
"Самцы не могут долго доминировать в группе, поэтому они стараются как можно чаще спариваться с самками, — объясняет Хучард. — Они не хотят ждать, пока самки закончат воспитание потомства и таким способом готовят их к новой беременности".
Само собой, матерям не может нравиться такое положение дел, и они стараются защититься от жестоких супругов. Ранее эволюционные исследования уже показали, что моногамия у некоторых видов приматов развилась в ответ на детоубийство.
В новой работе учёные обнаружили ещё один трюк, с помощью которого самки защищают своих детёнышей. Оказалось, что у видов, замеченных в убийстве потомства, самцы часто обладают большими семенниками. Так, у шимпанзе яички значительно больше, чем у их близких родственников бонобо, которые не убивают детёнышей.
Давно известно, что размер тестикул отражает количество сексуальных партнёров, с которыми спаривается самка. Потому что чем больше спермы производит самец, тем больше его шансы на продолжение своего рода (в том числе в случае конкуренции с многочисленными соперниками).
Учёные считают, что большие семенники свидетельствуют о том, что самки, живущие в группах с риском инфантицида, стараются спариться с несколькими самцами, чтобы запутать вожака.
Более того, филогенетическое дерево показало, у разных видов детоубийство со временем может появляться и исчезать. При этом размер яичников увеличивается всякий раз, когда самцы заводят такую агрессивную привычку.
Учёные говорят, что речь может идти о настоящей войне полов. Как только самцы начинают использовать инфантицид в своих целях, самки начинают спариваться с большим числом партнёров. Такая конкуренция приводит к развитию больших семенников, производящих больше спермы. При этом отцы не могут установить, какой детёныш принадлежит им. Со временем убийство потомства становится малоэффективным, потому что всегда существует риск уничтожить среди прочих собственный генофонд.