Пожалуй, это самое значимое открытие с 1930-х годов, когда удалось обнаружить городище Ситио-Конте. До сих пор оно оставалось единственным крупным свидетельством культуры золотых вождей, которая прослеживается, начиная примерно с 250 года до н. э. А канула она в XVI веке — с прибытием испанских завоевателей.
Новые артефакты датируются 700–1000 годами. Они найдены примерно в трёх километрах от Ситио-Конте на раскопках в Эль-Каньо. Каменные монолиты и скульптуры Эль-Каньо обратили на себя внимание «чёрных археологов» ещё в начале XX века, но, к счастью, им попадались только могилы бедняков.
Несколько лет назад Джулия Майо из Смитсоновского института тропических исследований (США), работавшая в Ситио-Конте, решила переключиться на Эль-Каньо. В 2005 году георадар позволил обнаружить округлый участок с несколькими погребениями около 80 м в ширину. Вскоре после начала раскопок в 2008-м учёные нашли скелет некоего высокопоставленного человека, на котором был округлый нагрудник с вытисненными на нём устрашающими лицами, узорчатые нарукавники и пояс с большими золотыми бусинами.
Позже — в начале 2011 года — исследователи наткнулись на многоуровневую гробницу человека того же социального ранга, которую некогда прикрывала деревянная крыша. Его окружали 25 аккуратно разложенных тел — крупнейшее из шести обнаруженных доселе захоронений Эль-Каньо. Среди трупов находился детский золотой наряд, предназначавшийся, возможно, для ребёнка вождя: крошечные золотые пластины, браслеты, серьги, а ещё ожерелье из полудрагоценных камней. Сам вождь лежал на дне ямы на своего рода платформе, созданной пятнадцатью телами.
Г-жа Майо считает, что это были военнопленные или рабы, принесённые в жертву или покончившие с собой. Аналогичные захоронения были открыты в Ситио-Конте. В подтверждение найден намёк на то, какая смерть ждала тех несчастных, — сосуд с костями чрезвычайно ядовитой рыбы-собаки Guentheridia formosa.
Ещё одна любопытная деталь: тела, окружавшие вождя, покрыты кусками керамических пластин. Есть мнение, что их изготовили специально для этого. Они украшены только с одной стороны, коей положены вниз. Трудно сказать, то ли они разрушились от времени из-за движения грунта, то ли их намеренно разбили перед погребением...
Но что это был за народ? Увы, испанцы уничтожили его слишком быстро. Так, никто не знает, на каком языке говорили эти люди.
Г-жа Майо считает, что культуру Ситио-Конте и Эль-Каньо имеет смысл рассматривать как самобытную цивилизацию. Например, от майя, предпочитавших возводить каменные пирамиды, «золотые вожди» отличались тем, что строили из соломы и бамбука (одна из причин, почему от них так мало осталось).