Таяние вечной мерзлоты чревато для России катастрофами


Таяние вечной мерзлоты представляет серьезную опасность для экономики России; деформации и разрушению могут подвергнуться важные объекты инфраструктуры, включая тысячи километров нефте- и газопроводов в Западной Сибири, говорится в докладе, подготовленном при поддержке российского Гринписа группой отечественных ученых под руководством доктора наук О. А. Анисимова, сотрудника Государственного гидрологического института (Санкт-Петербург) и участника “Межправительственной группы экспертов по изменению климата”.

В зоне вечной мерзлоты находится свыше 60% территории России. При этом за последние 15 лет площадь регионов с благоприятным для ее существования климатом сократилась примерно на треть. Повышение температуры приводит к деградации многолетнемерзлых пород, и это становится экономической, геополитической и социальной проблемой государственного масштаба. «Прогнозируемые изменения вечной мерзлоты представляют серьезную опасность для экономики России, прежде всего из-за повышающегося риска повреждения инфраструктуры Крайнего Севера, — отметил на презентации доклада Олег Анисимов. — В России отсутствуют количественные оценки возможного экономического ущерба, связанного с таянием вечной мерзлоты. Еще более осложняет ситуацию то, что нет экономических методик, на основе которых такие оценки можно получить».

По наблюдениям ученых, в последние 20 лет в зоне вечной мерзлоты увеличилось число аварий на объектах инфраструктуры. Из-за роста температур и таяния грунтов ослабляется несущая способность свайных фундаментов, деформируются и разрушаются здания, мосты и трубопроводы. На нефтяных месторождениях Ханты-Мансийского АО из-за деформаций грунта и таяния вечной мерзлоты происходит в среднем 1 900 аварий в год, а во всей Западной Сибири — около 7 400. На поддержание работоспособности трубопроводов и ликвидацию механических деформаций, связанных с таянием вечной мерзлоты, ежегодно тратится до 55 млрд рублей.

Между тем в зоне вечной мерзлоты добывается около 93% российского природного газа и 75% нефти, что обеспечивает около 70% экспорта нашей страны. По одному из самых неблагоприятных сценариев, в зону большой вероятности развития разрушительных геоморфологических процессов, связанных с таянием вечной мерзлоты, попадают Ненецкий автономный округ (включая Новую Землю), западные и юго-западные районы Ханты-Мансийского округа (включая Сургут и Нижневартовск), северная часть полуострова Ямал (с Бованенковским месторождением), центральная часть Бурятии (включая Улан-Удэ), практически весь Чукотский автономный округ и побережье Таймыра.

Немаловажен и геополитический аспект проблемы. Ежегодно только в Восточной Сибири Россия теряет более 10 км2 прибрежной суши, а по всему побережью Арктики — до 30 км2.

«Дополнительная угроза, связанная с таянием мерзлоты, — высвобождение больших объемов еще более сильного, чем СО2, парникового газа — метана, — подчеркнул один из авторов доклада доктор биологических наук Сергей Кирпотин, проректор по международным связям Томского государственного университета. — В талых озерах Западной Сибири есть места концентрированного выделения газа, где он бьет буквально как из компрессора».

Помимо таяния вечной мерзлоты, наша страна испытывает немало других проблем, связанных с климатическими изменениями. Об этом рассказывает фотоальбом «100 месяцев», который Гринпис также намерен передать российским властям.

Подготовлено по материалам российского отделения международной экологической организации Гринпис.

Похожие статьи: