«Бородатое» и «безбородое» купечество

Кусок картины «Всё в прошлом», 1889 год

© В. Максимов (Public domain)

С 1820-х годов в Москве утвердилось негласное, но довольно определенное деление негоциантов на «бородатых» (либо «серых»), и «безбородых». Сначала различия меж этими категориями носили в большей степени наружный нрав. «Бородатые» в главном вели торговлю на внутреннем рынке, почаще в розницу, обороты по большей части

Кусок картины «Всё в прошлом», 1889 год

© В. Максимов (Public domain)

С 1820-х годов в Москве утвердилось негласное, но довольно определенное деление негоциантов на «бородатых» (либо «серых»), и «безбородых». Сначала различия меж этими категориями носили в большей степени наружный нрав. «Бородатые» в главном вели торговлю на внутреннем рынке, почаще в розницу, обороты по большей части имели маленькие, образованности не доверяли и инноваций не обожали.

«Безбородые» вели торговлю оптом, часто с заграницей (не непременно с Европой, могли и с Китаем), часто рисковали, пробовали новые виды продуктов; собрав достаточный капитал, нередко оставляли торговлю и открывали фабрику; стремились дать детям некое образование и научить их языкам, зачем брали им гувернеров; в быту тяготели к «роскоши» и «манерам» на дворянский лад, почему охотно получали в собственность дворянские дома со всей барской обстановкой, обзаводились дворецкими, каретами и иным.

В остальном разница была маленькая. И у тех, и у других вся власть принадлежала старшему в семье - главе компании - деду, папе либо старшему брату.

«Выйти из отцовской воли» было делом необычным. Старшему стопроцентно и безропотно подчинялись младшие братья и незамужние сестры, супруга, малыши, внуки, племянники, также домочадцы - приказчики и прислуга.

«Нельзя для себя представить, до какого ужасного деспотизма доходит власть отца в купеческом быту, - писал И.С.Аксаков, - и не только лишь отца, но вообщем старшего в семье. Им большею частию и не приходит в голову, чтобы у младших были бы свои хотения и взоры, а младшим не приходит в голову и идея о способности сопротивления».

В «безбородой» среде «сам» был меньше склонен к рукоприкладству и самодурству, в «серой» - больше, и какой-либо описанный мемуаристом негоциант 2-й гильдии Исаев, который во хмелю буянил и, вывалившись в одном белье за ворота собственного дома, орал на всю улицу: «Вот я, 2-ой гильдии негоциант Семен Маркыч Исаев! Кто смеет мне возражать?! Я вас!», - был, в общем, достаточно типичен.

«Самодержавие» в домашней жизни было часто предпосылкой недолговечности самих купеческих династий. Негоциант и в 30, и в 40 лет, а часто и позже оставался в полной воле «тятеньки», не имел собственного целкового в кармашке, не смел жить по собственной воле и изнывал от огромного количества окружающих его и труднодоступных соблазнов. Жизнь проходила мимо, как в кутузке.

Позже «сам» отдавал Богу душу и на его наследника обрушивались разом и воля, и капитал. Как здесь не закружиться голове, как не броситься в омут запрещенных ранее наслаждений и не пуститься во все тяжкие! Здесь же создавались «друзья» и прихлебатели, появлялись «дамы из «Амстердама», начинались пьянки, гулянки и все составляющие купеческого разгула - разливанные моря спиртного, всякие «лампопо», купание шансонеток в шампанском, прикуривание от сторублевой купюры…

«Ничего, дескать, нашего капитала на все хватит!»

Отлично, как через некое время угар проходил, негоциант спохватывался, собирал остатки состояния и брался за дело. Почаще же, и еще почаще совместно с похмельем исчезало и состояние.

«Вон… шатался по Москве Солодовникова племянник, - говорил Е.З.Баранов, - обтрепанный, ошарпанный, одним словом, хитрованец.

- Угости, гласит, брат, рюмочкой. Я Солодовникова племянник.

- А мне-то, говоришь, какая удовлетворенность, что ты Солодовникова племянник?

- Да я, гласит, за 6 месяцев по трактирам, по кабакам восемьдесят тысяч наследия пробуксирил! - А сам в опорках и весь дрожит с похмелюги.

Ну, что с ним станешь делать? Возьмешь и поднесешь:

- На, на, дескать, пей, нежели ты таковой артист».

«Купец-сундучник», 1923 год

© Б. Кустодиев (Public domain)

Кроме подчинения авторитету, и «бородатые», и «безбородые» свято следовали закоренелым традициям, согласно которым неплохой негоциант был должен по праздничкам скликать нищих к своим воротам и рассылать калачи в остроги и публичные поликлиники, иметь медаль на шейке и быть церковным старостой в собственном приходе, а если повезет, то и в каком-нибудь соборе - тут они обычно избирались из купеческого либо, пореже, мещанского сословия. Посреди старост Успенского собора был Миша Абрамович Морозов; Благовещенского - водочник Петр Арсеньевич Смирнов, Архангельского - булочник Дмитрий Иванович Филиппов, у Храма Христа Спасателя 27 лет был старостой глава чаеторговой компании Петр Петрович Боткин и т.д. Полагалось хлопотать о всех малоимущих и слабеньких из собственного рода. Вдовам и сиротам выплачивали содержание, невест-бесприданниц выдавали замуж, одиноким старикам находили приют в своем доме. Под старость, для спасения души следовало позаботиться о строительстве храма либо какой-либо богадельни. Каждый негоциант был должен свято держать в голове: слово, данное по делу либо кому-нибудь из домашних, должно обязательно соблюдаться.

Следовало держать в доме повсевременно накрытый стол, усердно потчевать всех гостей, иметь в своем доме на нижнем этаже бизнес контору, фабриканту жить рядом с фабрикой, держать в доме, амбаре и лавках жирных, разъевшихся котов, спать после обеда, ходить по воскресеньям в церковь, и т.д., и т.д., - кодекс неписанных, но закоренелых правил купеческого благочиния был очень велик и неприкосновенен.

Обе категории негоциантов длительно делили праотеческий вкусы и до 2-ой половины века выбирали для себя жен и подруг, как на данный момент деликатно выражаются, «элегантных размеров».

«Жены их не щадят белил и румян, чтоб приправить лицо, - свидетельствовал бытописец еще в 1840-х гг., - Они большею частию бывают дамы полновесные, с лицами круглыми, белосиними, у их руки толстые, ноги жирные, губки пухлые, зубы черные».

В парадных случаях дамы навешивали на себя массу драгоценностей, в особенности возлюбленных в этой среде жемчугов, что служило не только лишь украшением, да и подтверждением богатства семьи, собственного рода движимым капиталом.

В конце концов, той и другой категории длительно была присуща яркая манера гласить, мешая малограмотные простонародные и «галантерейные», почерпнутые из лубочных книг, обороты и словечки типа: оттелева, отселева, aacute;хтер, копл'имент, эвося, эвтот, намнясь и т.д., а «безбородые» также иногда к тому же беспощадно «французили» в общении, например, рассказывая о происшедшей намедни попойке, могли сказать, что вчера было «бюве боку».

Негоцианты имели свои сословные предпочтения. К мещанами и крестьянам относились расслабленно, как к ровне. Мастеровых недолюбливали, как запивох и дебоширов. Перед бюрократами угодничали, но заглазно бранили и относились с гадливостью и презрением - очень нередко «приказные» злоупотребляли собственной властью в отношении купечества.

источник

Что еще поглядеть по данной теме... Как соратник Петра I защитил свое право брать взятки in История Рф Как соратник Петра I защитил свое право брать взятки Есть такая именитая байка. В 1789 либо 1790 году юный Николай Карамзин, путешествуя по Европе, встретил некоего соотечественника, скучавшего по родине. Соотечественник попросил его поведать ... Стрижка задом наперед in Видео Стрижка задом наперед Том Оффер-Весторт пожертвовал свою гриву и бороду для сотворения этого ролика. Креатив Тома был увиден юзерами просторов веба. Популярность оказалсь так велика, что Том даже организовал продажу фирменных ...