Brontomerus mcintoshi - динозавр с сильными ногами (2 фото)

Американские и британские ученые сообщили об обнаружении на территории штата Юта в США костей неизвестного ранее вида динозавров–зауропод. Кости были найдены в отложениях формации Цедар-Моунтэйн (Cedar Mountain Formation) в карьере "Отель Меса" (Hotel Mesa Quarry). Возраст этих пород датируется границей аптского и альбского веков раннего мела, то есть обнаруженные динозавры жили приблизительно 112 миллионов лет назад.

Палеонтологи обнаружили кости двух особей одного вида – взрослого животного и детеныша. Обычно такие находки являются большой удачей, так как они позволяют специалистам понять не только как выглядело взрослое животное, но и каким оно было в молодости. Ведь с возрастом размеры и пропорции тела претерпевают существенные изменения и в палеонтологии известны примеры, когда взрослых животных и их детенышей относили к разным видам и даже разным родам. Но в данном случае, к сожалению, в руки ученых попало очень мало костей и говорить о достоверных реконструкциях внешнего вида этого динозавра очень сложно.

Исследователи нашли подвздошную кость (одна из костей таза) молодого динозавра, часть лопатки взрослой особи, а также фрагменты нескольких позвонков и ребер обоих животных. Ни черепа, по которым обычно различают зауропод, ни костей конечностей, которые благодаря их размерам хорошо сохраняются в ископаемом состоянии, в этот раз найти не удалось.

Пришлось довольствоваться тем что есть. Новый род и вид динозавров описали по имеющимся обломкам, причем в качестве голотипа была выбрана та самая подвздошная кость детеныша, то есть особи, не достигшей максимальных для данного вида размеров.

Динозавра назвали Brontomerus mcintoshi. Родовое название – Brontomerus – образовали от греческих слов bronto (гром) и meros (бедро), а видовое дали в честь палеонтолога Джона Макинтоша (John McIntosh), много сделавшего для изучения зауропод. Brontomerus mcintoshi относится к группе камарозавров (Camarasauromorpha). Длина взрослого динозавра ориентировочно составляла 14 метров, молодого – 4,5 метра. Размеры эти рассчитаны приблизительно, по аналогии с другими зауроподами.

От других камарозавров и зауропод вообще Brontomerus mcintoshi отличают пропорции костей тазового и плечевого поясов. Тазовая кость детеныша этого динозавра оказалась значительно более широкой, чем у других зауропод. Ее строение свидетельствует о том, что мышцы, отвечавшие за движение бедра вперед, у этого динозавра были более мощными, чем у его родственников. Несколько более мощными были и лопатки взрослых динозавров, однако неизвестно, как выглядели их тазовые кости. Впрочем, авторы уверены, что пропорции, наблюдающиеся у детенышей, сохранялись и у взрослых особей.

Brontomerus mcintoshi

Тазовая кость Brontomerus mcintoshi (выделена цветом) в сравнении с аналогичными костями других зауропод. Фото авторов исследования.

Сильные мышцы на передней стороне бедер позволяли Brontomerus mcintoshi совершать очень мощные, а возможно и быстрые движения ногой вперед. Исследователи во главе с Майклом Тэйлором (Michael Taylor) из Университетского колледжа в Лондоне (University College London) высказали предположение, что подобное строение ног было нужно зауроподу для того, чтобы наносить задней ногой сокрушительные удары подворачивающимся под ноги противникам.

Эту версию авторы высказывают и в статье, опубликованной в журнале Acta Palaeontologica Polonica и в посвященных новому динозавру пресс-релизах.

Впрочем, это предположение – не более чем удачный рекламный ход ученых. Средства массовой информации бросились рассказывать о страшном ящере, убивавшем врагов «громовым пинком», информационные сайты дружно опубликовали иллюстрацию, на которой взрослый Brontomerus mcintoshi ударом ноги практически разносит несчастного ютараптора (Utahraptor). Хотя на самом деле, если говорить строго, мощные тазовые кости были у детенышей, про их наличие у взрослых особей ничего неизвестно, а кого и зачем мог пнуть молодой динозавр – совершенно непонятно. Кроме того, совершенно неизвестно строение костей ног этих динозавров, были ли они короткими или длинными и как к ним крепились эти мощные мышцы, так что непонятно, мог ли бронтомерус физически кого-нибудь пнуть.

Вполне возможно, что мощные мышцы, обеспечивающие движение бедра вперед, были нужны этим динозаврам для передвижения по сильно пересеченной местности, для того, чтобы взбираться по крутым склонам холмов. А может быть, им приходилось передвигаться по колено в топком прибрежном иле – для того, чтобы поднять ногу и двинуть ее вперед, преодолевая сопротивление вязкой среды, тоже нужны очень сильные мышцы.

Но чтобы подтвердить или опровергнуть эти предположения, нужны новые находки – пока у палеонтологов для того, чтобы сделать какие-то выводы, слишком мало костей Brontomerus mcintoshi. Даже для создания приведенной в статье реконструкции скелета этого динозавра авторам пришлось использовать скелет камарозавра (Camarasaurus grandis), жившего, кстати, в конце юрского периода, как минимум на три десятка миллионов лет раньше бронтомеруса. Так что пока это открытие вызывает очень много вопросов.