Российский военный флот ("The Times", Англия) Статья размещена 24 августа 1853 г.
О русском военном флоте в других европейских странах понятно сильно мало, а имеющиеся суждения об этом предмете очень расплывчаты и, можно сказать, чуть ли не вводят в заблуждение. Нам, но, личные наблюдения дают возможность выложить некие факты, касающиеся военно-морских сил Рф.
Чтоб боевой флот страны годился на что-либо полезное, а не просто создавал салюты и сгнивал у причалов, ей
О русском военном флоте в других европейских странах понятно сильно мало, а имеющиеся суждения об этом предмете очень расплывчаты и, можно сказать, чуть ли не вводят в заблуждение. Нам, но, личные наблюдения дают возможность выложить некие факты, касающиеся военно-морских сил Рф.
Чтоб боевой флот страны годился на что-либо полезное, а не просто создавал салюты и сгнивал у причалов, ей нужно сначала побережье, выходящее к открытому морю, и владеющее комфортными гаванями. Вторым по значению условием следует считать отличные корабли, опытные команды, и дельных офицеров. Наша родина обладает 3-мя внутренними морями. Единственное открытое море, с которым она граничит - на Последнем Севере - сковано льдами. Выходами из 2-ух более принципиальных внутренних морей служат проливы Босфор и Зунд, что делает их уязвимыми в случае блокады.
Российские порты, кроме, естественно, Кронштадта и Севастополя, малопригодны для стоянки военных флотов. Гавань Гельсингфорса - наилучшего порта Финляндии - очень мала. Правда в Финском заливе, - в устье реки Кюмене - имеется еще укрепленный порт Роченсальм, который служит станцией для так именуемой 'шхерной флотилии'. Ревель (он также размещен в Финском заливе) - порт чисто торговый: некогда имевшиеся там укрепления практически стопроцентно снесены. В Архангельске имеются верфи и укрепленная гавань, но этот порт находится далековато на севере, и в случае войны сколько-либо значительную роль играть не будет. То же самое можно сказать о портах в Каспийском море, а гавань Астрахани в устье Волги к тому же приводят в негодность песочные наносы. Азов и Таганрог очень мелководны; это относится и ко всем другим портам на Азовском море, также к Феодосии и Херсону. На пути из Кронштадта в Санкт-Петербург глубины так малы, что столицы способны достигать только суда с осадкой менее 7 футов. Корабли, построенные на петербургских верфях, приходится доставлять в Кронштадт волоком по суше: одно время для этого использовали верблюдов. Одесса - чисто коммерческий порт, и единственной применимой для военного флота гаванью на Черном море остается Севастополь - он и служит базой Черноморского флота. Севастопольская гавань пространна, глубоководна, защищена сильными укреплениями, и обладает дополнительными преимуществами в виде постоянных приливов и подходящих ветров. Порты Бессарабии ни мельчайшего военного значения не имеют.
Что касается охраны портов, содержания маяков, буев и т.д., то следует признать, что все это находится в примерном порядке - и русская казна не жалеет средств на подобные цели. Но создание стратегической системы портов, коей могут повытрепываться Великобритания и Франция, для Рф исключено. Французский и британский флоты в собственных морях могут решиться на самые смелые и рискованные маневры - по мере надобности они всегда отыщут убежище под прикрытием батарей собственных военных гаваней. Российский же флот, имея в тылу только Кронштадт и Севастополь, повсевременно подвергается угрозы оказаться отрезанным от собственных баз, а поэтому не может ни в коем случае вести наступательные деяния. Он делает чисто оборонительные задачки. В схожих обстоятельствах рвение Рф приобрести более удачные гавани и береговую линию представляется совсем естественным.
Побеседуем сейчас о самих кораблях. Для судостроения Наша родина располагает всеми необходимыми материалами, и притом лучшего свойства. Дуб, который дают ее леса, ничем не уступает канадскому, из которого строятся английские корабли, но в последние годы из-за страшенных масштабов вырубки леса Средней Рф уже не способны удовлетворить потребности военного флота, и русским приходится доставлять древесную породу для собственных кораблей с севера. Это дерево по условиям климата поступает на верфи сырым, но ему никогда не дают подабающим образом просохнуть. Как следует, оно резвее сгнивает и истребляется червями-древоточцами. Так, считается, что у российских кораблей срок службы на третья часть меньше, чем у британских. Частично это, возможно, обусловливается (в особенности на Балтике) также воздействием недлинной, неравномерной волны и льда.
Паруса и канаты на российском военном флоте прекрасного свойства. Российские парусные мастера славились уже во времена Петра Величавого, а российской парусине до настоящего времени отдают предпочтение перед шотландской. Российская пенька пользуется не наименьшей известностью, чем изготавливаемые в этой стране смола и кожи. Пушки также выше всяких похвал. На кораблях царствуют примерный порядок и чистота; до настоящего времени приметно, что 1-ые уроки корабельного дела Петр получил не где-нибудь, а в Голландии. Обстановка в каютах отличается последней роскошью, соответствуя вкусам и привычкам российской знати.
Российские капитаны и адмиралы нисколечко не похожи на грубоватых, неотесанных морских волков вроде Дрейка, Ван Тромпа и де Ройтера. По утрам они встают нерасторопно и вальяжно, щеголяя в домашних туфлях и халатиках; деньком нежатся на диванчиках малинового бархата с французскими романами, часами просиживают за пианино, играя этюды Шопена. На самом деле офицеры российского военного флота очень не достаточно интересуются своим ремеслом; несведущими их ни в коей мере именовать нельзя - училища в Ораниенбауме, Петербурге, Одессе и Николаеве дают все нужные теоретические познания - но душа к морскому делу у их не лежит, и в случае войны станет разумеется, что русским кораблям не хватает не плохих командиров.
Почти во всем произнесенное относится и к матросам. Российские не обожают соленой воды. Большая часть рекрутов приходит на флот из внутренних областей страны: это истинные 'сухопутные крысы', в первый раз увидевшие море только после того, как их 'забрили' на флот. В отличие от британских и французских матросов, они не дышали морским бризом с колыбели. В жилах британцев течет кровь норманнов-викингов - кровь первых в истории властелин морей. Российские же происходят из безводных степей Монголии. Английские и французские эскадры бороздят все океаны, но российский военный корабль только время от времени рискует выйти в открытое море. А это - очень принципиальная вещь: российские матросы непривычны к морю, они не прошли 'испытание штормами'. Российские флоты практически не участвовали в суровых схватках - Наварин к таким, естественно, относить нельзя.
Воинская доблесть частично питается памятью о славном прошедшем. Но у российских моряков и морских пехотинцев такового прошедшего нет. Они застывают по стойке 'смирно' на палубе в больших сапогах и тесноватых мундирах в четком согласовании с уставом, - ноги должны быть развернуты под углом ровно в 45 градусов - такую же эту строевую выучку они должны выказывать и на спардеке, у помп либо орудий. Правила и уставы регламентируют каждое движение российских моряков: даже за минуту величайшей угрозы они будут методично подымать якорь - хотя британцы в данном случае просто обрубили бы канат, развернули корабль и поставили бы все паруса до последнего, так чтоб мачты гнулись. С орудиями канониры управляются споро и сноровисто, но в целом маневры на российском флоте производятся еще медлительнее, чем на британском: российские корабли имеют наименьшую длину, что затрудняет повороты, а сигнальная система далека от совершенства. Собственной неповоротливостью и шириной бортов российские корабли напоминают 'плавучие крепости' испанской Армады.
Разные маневры на русском флоте производятся с величайшей точностью, но, судя по всему, каждому члену команды отведено точное место по боевому расписанию, и знает он только узенький круг собственных обязательств. Естественно, благодаря практике этими способностями он завладевает в совершенстве, но появляется вопрос - как все эти маневры будут производиться в сражении, когда многие в команде будут убиты либо ранены, а поменять их никто не сумеет? Барон Йоркский добивался, чтоб его люди умели управляться и с ружьями, и с пушками, и с парусами сразу: таковой принцип непременно представляется более разумным.
Военно-морская служба в Рф подчиняется раз и навечно заведенному механизму. Российский матрос отрабатывает определенные часы и ложится спать. Он не хворает душой за дело, и самое принципиальное для него - это прием еды. В отличие от британца, он не 'повенчан' со своим кораблем, он - не дитя океана. Если российский матрос увидит валяющийся на палубе канат, он не свернет его и не уберет с пути, а доложит лейтенанту. Тот, в свою очередь, сверится со перечнем, чтоб узнать, кто из команды пренебрег своим долгом, и, обнаружив виноватого, возьмет его за ухо и потащит к неубранному канату. Так в Рф понимают порядок и дисциплину.
При всей этой регламентации на военном флоте, но, нет единой системы наказаний за провинности. Их каждый капитан определяет по собственному усмотрению.
Управление военным флотом и его снабжение в Рф налажено примерно - как можно судить по ведомостям и документам Адмиралтейства. Что все-таки касается настоящего положения дел, то тут я не рискну высказывать определенное суждение. Но, так как правительство уделяет флоту огромное внимание и растрачивает на него немалые средства, он, полностью может быть, в достатке обеспечен всем нужным. Но при всем вышесказанном Рф тяжело будет воевать на море, так как у нее нет собственного торгового флота. Ее морская торговля ведется руками германцев, британцев, греков и шведов. В истории всех величавых морских держав военный флот появлялся на базе флота торгового. Для Рф флот - не естественный плод народного нрава; он создавался по приказу сверху, и, как ранее говорилось выше, будучи, может быть, полезным средством обороны, он никогда не станет орудием войны завоевательной.
Российский флот состоит из 5 дивизий, из коих три базируются на Балтике, а две - на Черном море. Во время последней войны с Турцией Наша родина имела 32 линейных корабля, 25 фрегатов, 20 корветов и бригов, 7 бригантин, 6 шлюпов, 84 шхуны, 20 галер, 25 плавучих батарей, и 121 канонерскую лодку - всего 464 корабля с 6000 орудий. С того времени на русских верфях не переставая бурлит работа, и в итоге на сегодня российский флот состоит из 60 линейных кораблей (от 70-пушечных до 120-пушечных) 37 сорока-шестидесятипушечных фрегатов, 70 корветов, бригов и бригантин, 40 пароходов, 200 канонерок и галер, несущих в совокупы 9000 пушек. Служит на нем 42000 моряков и 20000 морских пехотинцев.
Как явствует из нашего рассказа, в противостоянии с хоть какой из величавых морских держав у Рф нет шансов на победу. Ее царствуй не жалели хлопот и трудов для сотворения массивного флота, но все эти усилия останутся напрасными, если Рф не получится захватить и присоединить побережье Турции, Греции и Швеции - что даст ей выход в открытое море, комфортные гавани и прирожденных моряков в качестве новых подданных.
ИноСми
Что еще поглядеть по данной теме...
Что читает Иван?
in Литература
Статья размещена 17 ноября 1961 года
Ну типо, нума, крутосматри - молодежный сленг. Все слышали. А ведь это язык самых необразованных янки, ставший языком рэперов. А ...
Вспять к Архимеду
in История Старого мира
30 июля 2008 года журнальчик Nature опубликовал огромную статью об одной из самых увлекательных археологических находок последних 100 с излишним лет
...
Оставить комментарий