Смерть Есенина

Загадки истории - Смерть Есенина

Много всего написано на эту тему. Охочие до сенсаций создатели часто дописывают хронику тех событий от себя, как будто находились непосредственно в злосчастном 5-ом номере гостиницы «Англетер», когда в ночь на 28 декабря не стало Есенина. Попробуем разобраться в ситуации и выяснить, имеют ли право быть версии о погибели поэта от рук неизвестных убийц. Более известным приверженцем версии убийства поэта Загадки истории - Смерть Есенина

Много всего написано на эту тему. Охочие до сенсаций создатели часто дописывают хронику тех событий от себя, как будто находились непосредственно в злосчастном 5-ом номере гостиницы «Англетер», когда в ночь на 28 декабря не стало Есенина. Попробуем разобраться в ситуации и выяснить, имеют ли право быть версии о погибели поэта от рук неизвестных убийц. Более известным приверженцем версии убийства поэта является петербургский писатель В. И. Кузнецов, создавший книгу «Тайна погибели Есенина». В ней можно найти рассуждения на тему о заблаговременно лживо или непрофессионально составленных актах экспертизы. Вот что написал милиционер Горбов по факту обнаружения тела Есенина:«Акт[ 3 ] о самоубийстве Есенина. Сост[авил] участк[овый] надзиратель 2-го отделения Ленинградской милиции 28 декабря 1925 г. Рукой уч[асткового] надзирателя Н. Горбова.

АКТ.

28 декабря 1925 года составлен реальный акт мною уч[астковым] надзирателем 2-го отд. ЛГМ Н. Горбовым в присутствии управляющего Гостиницей Интернационал тов. Назарова и понятых. Согласно телефонного сообщения управляющего гостиницей граж[данина] Назарова В[асилия] Мих[айловича] о повесившемся гражданине в номере гостиницы. Прибыв на место мною был найден висевший на трубе центрального отопления мужчина, в следующем виде, шея затянута была не мертвой петлей, а только одной правой стороной шеи, лицо было обращено к трубе, и кистью правой руки захватился за трубу, труп висел под самым потолком, и ноги от пола были около 1 1/2 метров, около места где обнаруже[н] был повесившийся лежала опрокинутая тумба, а канделябр стоящий на ней лежал на полу. При снятии трупа с веревки и при осмотре его было найдено на правой рук[е] выше локтя с ладонной стороны порез, на левой рук[е] на кисти царапины, под левым глазом синяк, одет в серые брюки, ночную белую рубашку, черные носки и черные лакированные туфли. По предъявленным документам повесившийся оказался Есенин Сергей Александрович, пис[атель], прибывший из Москвы 24 декабря 1925 г. Удост[оверение] [ТЦ] № 42-8516, и доверенность на получение 640 р[ублей на имя Эрлиха]. [Управляющий] В. Назаров [Понятые] В. Рождественский, П. Медведев, М. Фроман, В. Эрлих [Милиционер] [неразборч.] .. шинский Уч. надз[иратель] 2-го отд. ЛГМ Н. Горбов«.

Полковник милиции Эдуард Хлысталов, единомышленник Кузнецова, пишет по этому поводу:

«Можно ли из обозначенного акта заключить о самоубийстве поэта? Категорически — нет. Документ составлен на очень низком проф уровне. Участковый надзиратель фактически не осмотрел место происшествия, не зафиксировал наличие крови на полу, письменном столе, стенах, не вызнал, чем была разрезана у трупа правая рука, откуда взята веревка для повешения, не описал состояние замков в двери, запоров на окнах, наличие ключа от замка двери, не отметил состояние вещей в номере (а они, судя по публикациям в газетах, находились в беспорядке), одежды(она была в растрепанном виде, брюки расстегнуты испущены, что отлично видно на рисунке художника В. Сварога), он не приобщил в качестве вещественных доказательств веревку, бритву, другие предметы. Акт не имеет отметок о времени его составления, о начале и окончании этого следственного действия».

Кузнецов и Хлысталов вообще считают, что акт, который должен был называться протоколом, писал совершенно не Горбов: согласно их исследованиям, почерки создателя «акта» и милиционера в его последующем заявлении различаются. Ну и стиль несколько другой. Сам Горбов, по утверждению исследователей, прошедший сотрудник Активно-секретного отделения уголовного розыска Административного отдела Ленинградского губисполкома. К тому же работал какое-то время наборщиком, был на войне политруком и сдавал неограниченное количество экзаменов, что должно было положительно повлиять на его грамотность. Акт с места происшествия, как обидно бы это не звучало, о такой грамотности не говорит. Подлог, «милицейский след»? Или выдумка Хлысталова и Кузнецова? Если поэта убили, был ли замешан в этом сам Горбов, прямо или косвенно? Кузнецов считает, что так и есть, приводя в книге подробную биографию Горбова. Совместно с этим милиционером анализируются биографии и других людей, причастных к «делу Есенина», например, Леонова, секретаря Ленинградского совета, начальника милиции Егорова, также друга поэта Вольфа Эрлиха. Эрлих, по мнению Кузнецова, был сокрытым сотрудником ГПУ. Резоны писателя довольно непонятны, в книге он часто отделывается фразами типа «доказательств пока не нашли, но это, естественно, непосредственно так».

Питерский писатель также упоминает акт судебной медэкспертизы и называет его «липой» (вобщем, противники версии убийства считают по другому — об этом далее по тексту). Создатель утверждает, что доктор Гиляревский, подпись которого стоит на официальных бумагах, никакой экспертизы не проводил. Снова упор делается на различие стилей акта и документов, составленных медиком в 1926-1928 годах. (Честно говоря, такого воспоминание не создалось. Вобщем, решайте сами.) Вот текст акта, приписываемого Гиляревскому:

АКТ.

1925 г., 29 декабря, в покойницкой Обуховской б-цы было произведено вскрытие трупа гр-на Сергея Александровича Есенина, при всем этом найдено: Покойному 30 лет, труп правильно развит, удовлетворительного питания, — общий фон покровов бледный, глаза закрыты, зрачки равномерно расширены; отверстия носа свободны; рот сжат; кончик языка ущемлен меж зубами; живот ровный; половые органы — в норме; заднепроходное отверстие чисто; нижние конечности фиолетового цвета, на голенях в коже заметны тёмно-красные точечные кровоизлияния. На середине лба, над переносьем, — вдавленная борозда длиною около 4 сант. и шириною 1 1/2 сант., под левым глазом — малая поверхностная ссадина; на шее над гортанью — красная борозда, идущая слева ввысь и теряющаяся около ушной раковины впереди; справа борозда идет малость ввысь к затылочной области, где и теряется; ширина борозды с гусиное перо; в нижней трети правого плеча имеется кожная рана с ровными краями длиною 4 сант.; в нижней трети левого предплечья имеется одна рана, идущая в горизонтальном направлении и 3 раны в вертикальном направлении, эти раны около 3-х сант. неважно какая с ровными краями [неразборчиво]… не попадают толщу кожи.

Других знаков повреждений не найдено. Кости черепа целы, под кожным лоскутком на месте вдавленной борозды в лобной области имеется небольшой кровоподтек. Мозговые оболочки напряжены; жесткая оболочка мутноватая; мозг весит 1920 гр; сосуды основания мозга в норме; в боковых желудочках малюсенькое количество прозрачной воды; вещество мозга на разрезах блестит, на разрезах быстро выступают кровяные точки. Положение брюшных органов правильное, брюшина гладкая, блестящая, в полости около 10 к. с. [кубических сантиметров] красноватой прозрачной воды; петли кишек красноватого цвета. Хрящи гортани целы. Кончик языка прикушен, в пищевом тракте следы пищевой смеси; в гортани и трохее — пенистая слизь, слизистая их розоватого цвета. Легкие лежат в грудной клетке свободно. Сердце с кулак покойного, в полостях его — жидкая кровь; на наружной оболочке сзади — существенное количество точечных кровоподтеков; клапаны и отверстия в норме; на внутренней поверхности аорты — несколько сероватых бляшек; на легочной плевре существенное количество точечных кровоподтеков; легкие пушисты, всюду проходимы для воздуха, с разрезов соскабливается существенное пузырчатой кровянистой воды. В желудке около 300 к. с. полужидкой пищевой смеси, издающей не резкий запах вина; слизистая его красноватого цвета. Капсула селезенки морщинистая. Печень тёмно-красного цвета. Капсула ее гладкая, край закруглен. Почки тёмно-красного цвета. Капсулы снимаются просто, рисунок на разрезе сохранен. В почечном канале ничего особенного. Суд. мед. эксперт Гиляревский. Понятые [подписи неразборчивы].

Заключение.

На основании данных вскрытия следует заключить, что смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение. Вдавление на лбу могло произойти от давления при повешении. Темнофиолетовый цвет нижних конечностей, точечные на их кровоподтеки указывают на то, что покойный в повешенном состоянии находился долгое время. Раны на верхних конечностях могли быть нанесены самим покойным, и как поверхностные, воздействия насмерть не имели.

Наружный осмотр.

1) Труп раздет; 2) возраст по внешнему облику — 50 лет; 3) роста среднего, телосложения умеренного, питания также; 4) общий цвет конечных покровов мертвенно-бледный, на спине и ягодицах сплошные фиолетовые пятна, такие же пятна на нижних конечностях; 5) трупное окоченение выражено в верхних и нижних конечностях и жевательных мышцах — значительно; 6) волосы на голове русые с небольшой проседью, длиною до 10 сант., такого же цвета усы и малая бородка; 7) глаза полуоткрыты, зрачки равномерно расширены, роговицы неяркие, признак лярше явственно выражен, соединительная век с точечными красными пятнами розового цвета; 8) губы голубого цвета, рот полуоткрыт, язык меж зубами…

На основании данных наружного осмотра и вскрытия трупа заключено, что смерть Витенберга последовала от асфиксии (задушения) способом прекращения доступа воздуха в воздухоносные пути чрез сдавливание шеи веревкой, на что указывает присутствие на трупе странгулационной борозды, имеющей прижизненный характер (см. п. 14), равно как обнаруженное при вскрытии полнокровие внутренних органов (в п. 17, 18, 19), характерное для смерти от задушения. Положение найденного по данным дознания трупа, также отсутствие знаков борьбы на трупе дают основание заключить, что в данном случае было суицид чрез самоповешение, найденное при вскрытии. Найденное при вскрытии вдавление мозга (п. 26) представляет последствие старого воспалительного абсцесса (нарыв) и прямого отношения к смерти не имело.

Кузнецов считает, что Есенин и не жил в гостинице «Англетер», где было найдено его тело. По мнению исследователя, поэт, скрывшийся из Москвы в Ленинград из-за опасений быть осуждённым, не должен был поселиться в отеле, когда была возможность пожить у друзей. Нет ни 1-го документа, фиксировавшего, что Есенин жил в этой гостинице в декабре 1925 года. Более того, Кузнецов считает, что Сергей стал жертвой заговора, и свидетельства друзей и очевидцев — наименее чем подлог. А элегия «До свиданья, друг мой, до свиданья…», написанная перед смертью и посвящённая Эрлиху — не произведение великого поэта, а вообще подделка.

Кузнецов считает, что «добро» на «работу» с Есениным дал Троцкий. Но кто же определенный убийца? Называется имя революционера-террориста Якова Блюмкина. Писатель также упоминает рассказ майора Титаренко: по словам военного, в посёлке Ургау Хабаровского края он повстречался с бывшим «гулаговцем» Николаем Леонтьевым, который признался, что своими руками застрелил Есенина. Кузнецов утверждает, что в архиве рукописного отдела Гос публичной библиотеки в Петербурге хранится оригинал фото Есенина, на которой видно пулевое отверстие над правым глазом и след от удара, очевидно, ручкой пистолета, в лоб.

Спрашивается, зачем тогда надо было «вешать» поэта, если всё можно было списать на смерть от выстрела из пистолета, который у самого Есенина имелся? Хотя, с другой стороны, зачем сам поэт, если верить официальной версии, повесился, а не застрелился?

Один из сторонников версии самоубийства поэта, Р. Банчуков, очень жёстко критикует Хлысталова сотоварищи. Непосредственно «версии» бывшего полковника МВД стали основой всех последующих трудов. Приведу любопытную фразу поэта В. Сорокина, который считал, что Есенина убили: «Но окно не раскрывалось так, как необходимо, и убийцы, торопясь, разыграли вариант повешения…» Интересно, откуда Сорокин это вызнал? Банчуков уличает Сорокина во лжи. Например, фраза «Литератор Устинов, пообещавший рассказать о погибели Есенина, наутро был найден опочившим» неверна, потому что Устинов умер в 1932 году! Версию о немедленной смерти Устинова схватили многие искатели загадок, добавляя с каждым разом собственных подробностей.

Стоит узреть, что новая экспертиза патологоанатомов опровергла насильственную смерть Есенина. Докторы изучали документы тех лет, знакомились с архивами КГБ, проводили анализ посмертных снимков поэта. (Опрос проводил А. Щуплов)Вот что по этому поводу думает доктор Столичной мед академии им. Сеченова Александр Маслов, исследовавший не только материалы дел о смерти Есенина и Маяковского, ну и истинные предпосылки погибели Ивана Грозного, Н. Крупской, М. Фрунзе:

— Александр Васильевич, некоторое время назад в прессе стала подвергаться критике версия самоубийства Сергея Есенина. Вы долгое время занимались разгадкой этой затаенны…

— Я занимался не самоубийством Есенина, а установлением предпосылки его смерти. Убийство, суицид или злополучный случай — устанавливает следствие, а не судебно-медицинский эксперт.

— Некоторые сторонники версии «убийства» доказывают, что на вертикальной трубе повеситься нельзя. Студенты Литинститута в бытность, когда гостиница «Англетер» еще была в прежнем виде, пробовали проводить опыт — и ремень соскальзывал с трубы. А доктор Ф. Морохов утверждает, что поэт не мог повеситься без помощи других под самым потолком в комнате высотой 4 метра.

— Я бы посоветовал многим самодеятельным исследователям обратиться к сборнику «Смерть Сергея Есенина. Документы. Факты. Версии», в каком расположено «Заключение экспертов» от 28 июня 1993 года: «Высота потолка номера 5 гостиницы „Ленинградская“ (ранее „Англетер“) на представленной фото составляет наименее 352 см… Человек ростом 168 см при наличии подставки высотой 150 см может прочно закрепить витую (пеньковую, хлопчатобумажную, шелковую) веревку поперечником 0,6 — 1,0 см на вертикальной гладкой трубе поперечником 3,7 см на высоте около 358 см… С учетом аспект на веревке может быть подвешено тело весом более 100 кг».

— Сторонники версии «убийства» удивляются: на фото на шее повешенного нет «странгуляционной борозды» от петли…

— В акте вскрытия тела поэта 29 декабря 1925 г. в покойницкой Обуховской больницы опытным судебно-медицинским специалистом А. Г. Гиляревским записано: «На шее над гортанью красная борозда, другая тянется слева ввысь, теряющаяся около ушной раковины впереди. Справа борозда идет ввысь к затылочной области…» Похожая борозда характерна для затягивания петли тяжестью тела. Особенностью борозды при повешении является неравномерность ее глубины, что также отмечено специалистом Гиляревским. Ну а судебно-медицинский эксперт С. Никитин, изучая изготовленные с качественных негативов без ретуши фото тела поэта на секционном столе после вскрытия, отметил: «Очень отлично видна странгуляционная борозда…»

— Обратимся к злосчастной «вдавленной борозде» на лбу, которую можно видеть на посмертной маске поэта. Один из самодеятельных «исследователей» написал, что такую травму можно нанести только «тяжелым стальным предметом типа железного пустотелого утюга».

— Я уже говорил на заседании Есенинского комитета, что злосчастное «вдавление» имеет наибольшую глубину 3 — 5 мм. Стало быть, можно говорить только о глубине кожных покровов. Откуда оно взялось? Мы не можем гадать, но можем сопоставить два факта: лицо трупа было обращено, как следует из протокола, к трубе. Вдавление в области лобной ямки могло образоваться от контакта с жестким цилиндрическим предметом. Данных о наличие повреждений в области лобной кости не имеется. Значит, черепно-мозговую травму как таковую, беря во внимание к тому же описание мозга, можно отбросить.

— А вот поэтесса Сидорина в собственных исследованиях отыскала на посмертной маске Есенина «след от удара или пули», также «переломленный нос».

— Я уже спорил с ней. Это могло быть прирожденным искривлением носовой перегородки. Вспомним письмо Есенина к Бениславской: «Галя, милая! Ничего не случилось, только так, малость катался на лошади и разбил нос… С носом вообще ложь, ничего делать не буду…» Когда наши исследователи-любители безапелляционно рассуждают о повреждениях, «дырах», «пробоинах», советую им прочитать акт экспертизы: «Кости черепа целы!»

— Находился ли поэт в момент самоубийства или убийства в состоянии опьянения?

— В состоянии не только сильного, ну и среднего опьянения Есенин не был. В акте отмечено: «В желудке около 300 куб. см полужидкой пищевой смеси, издающей нерезкий запах вина».

— Появились ли в последние годы грозные исследования, опровергающие версию самоубийства?

— Фактических материалов нет. Просто из 1-го мифа вырастает другой. Мы не вправе гадать о мотивах поступка гения Сергея Есенина. Он поступил так, как считал для себя нужным непосредственно в эту минуту.

Банчуков приводит 10-ки цитат, доказывающих, что в последние два года жизни поэта тема смерти властвует в есенинской поэзии. Большой объём работы по данной проблеме сделал Галина Шипулина, она пишет в статье «Мифы о смерти С. А. Есенина»: «Нами отмечено около 400 случаев упоминания смерти в произведениях С. Есенина, из их более трети приходится на последние два года (соответственно 296 и 101), при всем этом в половине этих последних стихов поэт говорит о своей смерти, о самоубийстве» (журнал «Литературный Азербайджан», 1990, #11).

На данный момент признана версия самоубийства. Довольно уместно, если учитывать не очень незапятнанные методы добычи сенсаций по поводу смерти поэта. Естественно, может быть, что Есенин был убит, но это нужно строго доказать.

Похожие статьи: