На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, меж Нилом и Равниной Царей, можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III.
Храм, к огорчению, пропал, а то, что осталось, понятно под заглавием «Колоссы Мемнона». Речь идет о 2-ух гигантских статуях 20-метровой высоты, одни только ноги которых имеют 2 м длины и 1 м толщины. Изваянные из цельных блоков песчаника они изображают сидящего на троне фараона, руки которого лежат на коленях.
Южный гигант, хотя и очень поврежденный, кажется, пострадал меньше другого, о котором сложены легенды. Может быть, в 27 году до н. э. мощное землетрясение серьезно повредило гигантскую часть фиванских сооружений и обрушило верхнюю часть гиганта до пояса. Но, некоторые историки считают, что это акт вандализма царя Камбиза, и это кажется более правдоподобным по той причине, что Египет никогда не был государством землетрясений.
Было увидено, что каждое утро на восходе солнца статуя испускает непонятный, протяжный звук, в каком некоторые путешественники слышат печальную, но гармоническую мелодию. Это странное явление, подтвержденное такими известными историками как Страбон, Павсаний, Тацит, Лукиан и Филострат, дало повод греческим поэтам сочинить красивую легенду. Они утверждали, что «поющий камень» представляет Мемнона, сказочного потомка Авроры и Тифона — царя Египта и Эфиопии. Посланный своим отцом на помощь троянцам, осажденным греческой армией, Мемнон прославился, убив в сражении Антилоха, потомка Нестора; ну и он, в свою очередь, погиб от мстительной руки Ахилла. Аврора в слезах умолила всемогущего Юпитера воскресить ее потомка хотя бы на мгновение в день. Так, каждое утро, когда Аврора голубит своими лучами потомка, он отвечает своей безутешной матери протяжным жалобным стоном… Такая трогательная поэтическая легенда, но это явление в действительности имеет стопроцентно естественную базу. Звуки возникают от вибраций, происходящих на поверхности излома под действием тепла первых солнечных лучей на остывший за ночь камень.
Это научное объяснение подтверждается историей. Взаправду, до Страбона ни один историк не говорит о «голосе» гиганта Мемнона, а те, кто свидетельствовал об этом, наблюдали гиганта в просвет времени меж его разрушением и последующим восстановлением при Септимии Севере (193-221 гг. н. э.).
В течение многих веков на ногах гиганта были нацарапаны многочисленные и время от времени пытливые надписи. Одна из их читается так: «Знай, о Тот, ты, кто царствует над водами, что Мемнон еще живой и что согретый материнским огнем, он издает свой звонкий голос у подножия Ливийских гор в Египте, там, где Нил разделяет надвое прекрасновратные Фивы; в то время как ты, Ахилл, некогда ненасытный в битве, на данный момент безмолвен и на равнине Трои, и в горах Фессалии».