Легенды о Святом Граале продолжают беспокоить воображение уже не первого поколения любителей загадок. Неясная, загадочная реликвия, несущая в себе неслыханную мощь, что это такое? Об этом молчат даже создатели романов о короле Артуре. По поводу того, что такое Святой Грааль, есть три главные версии. По некий из их, Грааль некий камень, по другой драгоценная реликвия (золотое
Легенды о Святом Граале продолжают беспокоить воображение уже не первого поколения любителей загадок. Неясная, загадочная реликвия, несущая в себе неслыханную мощь, что это такое? Об этом молчат даже создатели романов о короле Артуре. По поводу того, что такое Святой Грааль, есть три главные версии. По некий из их, Грааль некий камень, по другой драгоценная реликвия (золотое изображение Ноева ковчега?), но более всего распространено миропонимание, что это чаша, из которой причащался Иисус Христос на Затаенной вечере и в которую приверженцы собрали несколько капель крови распятого на кресте Спасателя. Этот кубок и копье, который были нанесены раны Христу, сохранил и привез в Британию Иосиф Аримафейский так молвят легенды.
Исследователей всегда интересовало происхождение легенды о Граале. Считают, что в её базе лежит христианский апокриф о прибытии в Британию Иосифа Аримафейского. По другой версии, у этой легенды местные корни, уходящие в мифологию старенькых кельтов. Третьи считают, что сказание о Граале связано с затаенным оккультным обществом, основанным в давнешние времена и владеющим священным занием, которое передается из поколения в поколение.
Из этих 3-х совершенно различных теорий 1-ая смотрится более представительно, но нет ни 1-го факта, который мог бы подтвердить ее. Последнюю гипотезу делят в основном те, кто вообще склонен рассматривать все население земли как собрание затаенных обществ. Языческие же корни легенды о Граале указывают на ее происхождение от очень старенького индоевропейского мифа о магической посуде знаке жизни и возрождения. Позже эта легенда заполнилась новым смыслом, приобретя христианскую расцветку.
Самый 1-ый вариант повести о Святом Граале «Conte du Graal» опубликовал известный поэт и трубадур Кретьен де Труа около 1180 года. Эта повесть осталась незаконченной. Кретьен де Труа утверждал, что его рассказ основан на данных, которые он нашел в книге, принадлежавшей графу Филиппу Фландрскому, но это утверждение нельзя ни доказать, ни оспорить.
В то время вообще числилось, что создатель не может ничего сочинить сам, и воистину только то, что содержится в старых источниках. История, которая не была базирована на старом предании, не могла быть достойной внимания. Никого не смущало то событие, что истинность этих преданий проверить было нереально. Поэтому Кретьен де Труа, как и многие после него, мог совершенно расслабленно ссылаться на хоть какой источник. Не считая того, в то время надо было очень осторожно выбирать темы для романов и поэм языческие сюжеты могли навлечь на себя гнев церкви.
Герой повести Кретьена де Труа, рыцарь Персиваль Уэльский, упоминает таинственный «замок Грааля» и его волшебный кубок. Образ Персиваля основан на старенькой валлийской саге о богатыре по имени Придер, и в рассказах о нем часто говорится о магическом кубке, который обладал свойствами, полностью совпадающими со свойствами, приписываемыми Граалю. Саги о Придере содержатся в сборнике старенькых валлийских устных преданий «Mabinogion». Этот сборник переносит нас в удивительный мир кельтских легенд, содержащих в том числе и несколько рассказов о короле Артуре. Образы валлийского эпоса происходят от еще более старенькых кельтских героев. Властелин Лир, например, «родился» от Лера, 1-го из людей загадочного народа Туату де Даннан («племена богини Дану»). Этот народ, как ведает миф, прибыв откуда-то с севера, принес с собой на земли кельтов чудесные предметы волшебный кубок, чудесное копье и непобедимый клинок. В поздних легендах о короле Apтype эти предметы трансформировались в Святой Грааль, копье, которым ранили Христа, и клинок Эскалибур.
О том, как Грааль попал в Британию, поведал Робер де Борн в поэме «Иосиф из Аримафеи», написанной около 1200 года. Как и Кретьен Де Труа, де Борн ссылается на рассказ из старой книги, где говорится о том, как Иисус призвал Иосифа и дал ему Грааль чашу Затаенной Вечери. Вместе со своей сестрой и ее супругом Броном Иосиф покинул Палестину и основался в некоей стране «далеко на Западе», где они пропопедовали христианство. Таким образом, Робер де Борн недвусмысленни связывает Грааль с христианской традицией. Но вопреки большой популярности сказаний о Святом Граале, церковь никогда не признавала Грааль христианской реликвией. Может быть, поэтому за Граалем закрепилась непонятная слава сакрального знака организованного еретического движения в границах западного христианского мира.
И здесь возникает новая параллель: де Борн, опубликовав свою поэму, вольно или невольно раскрыл истоки легенды о Граале гностическое «Евангелие от Никодима», где кропотливо изложен миф об Иосифе, чаше и копье. И непосредственно взгляды гностиков лежат в базе всех европейских еретических течений.
Приблизительно в те годы, когда де Борн писал свою поэму. Вольфрам фон Эшенбах, узнаваемый германский поэт того времени, сделал «Парсифаля» свою версию незавершенной Кретьеном де Труа поэмы о Граале. Как и другие. Вольфрам говорил, что воспользовался «старинными источниками», и ссылался на «одного провансальского трубадура, который написал свою повесть на арабском языке, живя в испанском городе Толедо» (совершенно запутанная история). В своей поэме Вольфрам утверждал, что Грааль хранил рыцарский орден Templaisen в этом искаженном германском названии просто угадывается узнаваемый орден тамплиеров.
Под воздействием тамплиеров находился монашеский орден цистернианцев, основанный в 1098 году. Цистерцианцы были известным и влиятельным орденом, а самым популярным его членом был узнаваемый а6бат Бернар Клервосский, «духовный отец» тамплиеров. Цистерцианцы оказали сильное воздействие на анонимного создателя романа «Queste del Sail Graal» самого известного произведения цикла повестей о Граале.
Герой романа, честнейший рыцарь Галахэд, совершив ряд подвигов, становится обладателем и хранителем Святого Грааля. Он привозит Грааль в город Саррас, центр язычества, который Иосиф Аримафейский направил в христианство. Здесь Галахэд гибнет, а после его смерти горожане видят чудо: спустившаяся с неба рука Галахэда уносит Грааль в горные высоты.
Эта притча (напомним рассказанная поначалу XIII столетия) метафорически говорит о том, что Грааль укрыт от человечьих глаз. Но где? Ответ на этот вопрос наверняка знали альбигойцы (катары) последователи еретического учения, охватившего на рубеже XII-XIII веков часть Франции провинции Лангедок и Прованс (вспомним «провансальского трубадура», на которого ссылался Вольфрам фон Эшенбах). Учение катаров во многом соответствовало затаенному учению тамплиеров. А в cвященном центре катаров крепости Монсегюр хранилось нечто, заключавшее в себе Великую Тайну.
С 1209 года французские властелины начали крестовые походы против альбигойцев. В 1244 году пал Монсегюр. Но основная святыня катаров была спасена: четыре «совершенных», бежав через сложную систему подземных ходов, унесли с собой загадочный сверток, заключавший в себе главную тайну катаров. Кто мог принять беглых еретиков? Только близкие им по духу. А такими, после разгрома катаров, оставались только тамплиеры.
Орден тамплиеров был основан в 1118 году. При посвящении в рыцари тамплиеры давали обет бедности и целомудрия, но орден быстро стал самым богатым и влиятельным в Европе. Орден прославился также обычным толкованием христианского вероучения, близким к гностическому, за что считался чуть не гнездом ереси. Подобно всем рыцарским орденам и религиозным сектам того времени, тамплиеры имели собственные ритуалы и церемонии, о которых написано очень много, но в действительности понятно очень мало.
Длительное противостояние тамплиеров и официальной церкви, пользовавшейся поддержкой светских властителей Европы, привело к погибели ордена. Но многие затаенны тамплиеров так и остались неразгаданными. После падения Монсегюра до погибели ордена тамплиеров оставалось шестьдесят лет. В 1312 году папа римский своей буллой «К провидению Христа » упразднил орден, а 18 марта 1314 года на костер вошел последний великий магистр тамплиеров. Но опять главные сокровища ордена (и с ними Грааль?) бесследно пропали.
Молва настойчиво связывает местонахождение Грааля с аббатством Гластонберри в Англии и с легендами о короле Артуре. Старая церковь в Гластонберри, помнившая, может быть, рыцарей «круглого стола», сгорела в 1184 году, на ее месте была построена новая. А в традиционном веровании глубоко укоренилось миропонимание, что Грааль укрыт в подземельях аббатства.
После погибели огромных еретических организаций легенды о Граале окончили занимать внимание посвященной публики, уйдя в область народных преданий. Но тень реликвии незримо осеняла многие деяния средневековой Европы. Чешские табориты шли в бой под знаменем с изображением «калики» священной чаши, в какой просто угадывается Грааль. И зание гностиков не умерло с разгромом катаров и тамплиеров оно продолжало жить в среде многочисленных затаенных орденов и организаций, которыми изобилует история XII-XIX веков. Оно оказалось необходимо поначалу нынешнего века, когда оккультное «Общество Туле», возникшее в Германии в 1918 году, начало разработку научно-мистической базы национал-социализма. А вместе с учением гностиков оказался необходимым и Святой Грааль
Сначало поиски Грааля возглавил некий Отто Ран один и разработчиков нордической теории. Поначалу 1930-х годов он посетил развалины Монсегюра, но, как можно судить, грозных поисков он не вел, а по результатам поездки выпустил книгу «Крестовый поход против Грааля», где именует Грааль «чашей нибелунгов». А в 1937 году, после своей 2-ой поездки в Лангедок, Ран в один момент пропал. О его судьбе до сих пор ничего не понятно.
В июне 1943 года в Монсегюр из Германии прибыла большая экспедиция, которая вела работы в пещерах до весны 1944 года. И хотя он ничего не нашла, система подземных укрытий и ходов, проложенных катарами в скальном грунте под Монсегюром, по мнению археологов, позволяет ложить на то, что Грааль может находиться там. Вобщем, недоступных тайников в средневековой Европе было очень много, и подземелья Монсегюра не самые совершенные из их.