Настоящее благородство
В средние века самым действенным орудием были лук и стрелы, в особенности композитный лук, из которого стреляли прямо из седла. Величайшими конными лучниками Средневековья были, естественно, гунны, монголы и турки. Их имена оживляют в памяти жуткие образы наездников, ускользающих от атаки, имитирующих отступление только для того, чтоб обернуться в седлах и спустить с тетивы смертельный град стрел. Но, невзирая на нескончаемые боевые победы этих восточных орд, военная элита Западной Европы не торопилась перенять их опыт. Рыцари никогда не стреляли из лука. Почему?
Причина - соц снобизм. Т. Ньюарк считает, что рыцари считали: убивать противника стрелой из лука подло, и такая победа не делает чести уважающему себя вояке. Настоящее рыцарское благородство проявляет только тот, кто одолеет неприятеля с копьем, клинком либо булавой в руках. Лук и стрелы были оставлены для людей, стоящих ниже по собственному соц статусу, которые не могли биться так же храбро, как их господа. Вот поэтому в отряды стрелков набирали фермеров, не способных приобрести для себя лошадка.
Быстрая атака в ближнем бою
Германский фанатизм, с которым отрицался лук, был присущ всей Европе. В римской и византийской армиях имелось огромное количество лучников. И у наемников, и у боец из императорских отрядов имелись массивные композитные луки.
На Востоке проф вояки профессионально стреляли из лука не спешиваясь. Им и в голову не приходило, что такая манера ведения боя кое-где может считаться недостойной. Луки с тетивами, вкрапленными золотом и самоцветами, даровали отличившимся воякам. Позолоченные луки восточных властелин числились эмблемой власти. На Западе к лукам было другое отношение. Рыцарь касался этого орудия лишь на охоте либо же во время спортивных состязаний.
И вот здесь появляется вопрос: как при таком отношении к настолько действенному оружию германцы вообщем отвоевали для себя место под солнцем? Оказывается, быстрая атака в ближнем бою сводила на нет любые достоинства конных лучников по сопоставлению с германскими наездниками. Все же не поддающееся объяснению омерзение западных всадников к луку очень недешево обошлось им и в Испании, и на Святой Земле.
А граф-то - ненастоящий!
Естественно, рыцари понимали силу лука и арбалета. Существовали проекты запретить внедрение этого орудия на поле битвы. В 1215 году арбалетчики совместно с воинами-наемниками и докторами, делавшими операции воякам после боя, были признаны самыми, "кровавыми вояками". Эти запреты не помешали тому, чтоб в войсках, вровень с другими вояками, бились и лучники. Но в разумах проф военной элиты родился предрассудок - лук неподходящее орудие для защиты чести.
Стреляешь из лука либо даже просто носишь его, означает, ты парвеню (человек незнатного происхождения, добившийся доступа в аристократическую среду. - Прим. ред.). Только несколько исключений из этого правила усиливало мировоззрение, что для проф конного вояки, в особенности принадлежащего к рыцарскому званию, неблагородно носить лук. В VI веке летописец франков Григорий Турский упоминает графа Людаста, который носил колчан поверх кольчуги. По всем остальным признакам граф являлся членом воинской элиты франков: он носил шлем, доспехи и ездил на лошадки. Но у него был лук. Может быть, эту деталь летописец добавил, чтоб все понимали - граф был парвеню. Он стремительно поднялся от повара и конюшего до рыцаря и потому не обладал прирожденным благородством реального дворянина.
Соц жеманство
Когда были придуманы и другие виды стрелкового орудия, предубеждение против лука как "самого ожесточенного орудия трусов" продолжало сохраняться. Вот почему великодушные вояки отрешались его использовать. Таково было воздействие этого аристократического предрассудка, рожденного германскими вояками еще в давние времена. Он и обусловил нрав ведения боя на целую тыщу лет - самый приметный случай общественного жеманства, перевешивающего всякую военную логику.
Кстати, воздействие этого предрассудка сказалось и на распространении в армиях Европы штыковых атак, когда штык, на самом деле дела, подменял воякам копья. На Востоке, в отличие от Запада, штыки не были всераспространены. Из ружей там было принято только стрелять!
«Лукофилы» и «Лукофобы»
Так что конкретно в области внедрения ударного и метательного видов орудия лежит тот "водораздел", который, по воззрению Т. Ньюарка и его коллег, определяет нрав развития защитного вооружения на всей местности Евразии. Неплохо бы прояснить - когда и на какой местности он все-же произошел, и почему одни древнейшие народы стали "лукофилами", а другие "лукофобами".
Но, видимо, вероятнее всего эта потаенна относится ко временам так от нас отдаленным, что, видя ее следствие, мы навряд ли найдем причину. Единственно, что для нас сейчас разумеется: готы, перешедшие в Западную Европу с берегов Дона, уже были предубеждены против лука. А вот народы, обитавшие восточнее, напротив, восхваляли и обожествляли лук и стрелы. Японские самураи, в отличие от европейцев, и совсем считали конкретно лук, а не клинок, основным орудием войны: на японском языке "вести войну" и "стрелять из лука" - это синонимы!
Создатель: Перевела с британского А.Яровая
Источник: "Увлекательная газета. Загадки цивилизации" №2 2010 г.