Наибольший набросок на плато - размеры этой птички более 200 метров.Только одна версия назначения таинственных рисунков осталась у ученых - на их молились
Андрей ЕГОРОВ
Территория в 500 квадратных км покрыта циклопическими, до 300 метров в длину, изображениями людей и животных, линиями, спиралями и геометрическими фигурами. При этом нашли современные люди все эти чудеса только сначала XX века, когда над Перу начали летать самолеты.
Поистине огромное видится на расстоянии - с поверхности Земли все эти фигуры не рассмотреть.
Этим летом в Южной Америке работала самая масштабная за всю историю исследования плато Наска интернациональная экспедиция. Ученые из США, Австралии, Германии, Швейцарии и Перу решили проверить все версии появления этих рисунков.
Это не звездная карта и не календарь...
Еще в 1946 году германский математик и астролог Мария Райхе представила, что в изображениях в пустыне Наска отражены галлактические зания племен, населявших эти места в древности. К примеру, они могли отрисовывать известные им созвездия и другие достойные внимания небесные объекты. Так, популярная фигура паука очень припоминает огромную туманность в созвездии Ориона. А в том, как картинки и полосы размещены на земле, Райхе пробовала отыскать систему, считая, что это было нечто вроде календаря.
Но на данный момент ученые опровергли эту идею. «Ответственный» за версию доктор Грюан из Швейцарии заявил, что была составлена топографическая карта расположения 18 тыщ изображений, и компьютерное моделирование не показало никакого совпадения с реальным движением небесных тел. «Все, что отметила Райхе, - случайность, и менее того», - заявил Армин Грюан.
...не остатки старой системы каналов...
Была и такая мысль. Дескать, картинки указывают на тоннели, колодцы либо подземные водоносные слои. На данный момент Наска - одно из самых засушливых мест на планетке. Потому исследователи считали, что у местных племен был особенный культ воды, и при помощи рисунков в хоть какой точке пустыни можно было бы найти источник животворной воды. Но оказалось, что во времена, когда создавались эти изображения (200 гг. до н. э. - 700 гг. н. э.), на месте сегодняшней пустыни была даже очень симпатичная местность. Тут была злачная равнина, жители которой не имели заморочек с водой.
...и не стадионы
3-я из основных версий заключалась в том, что фигуры предназначались для занятий спортом либо каких-либо массовых игр. Некие спецы убеждены, что изображения появились оттого, что по ним нередко прогуливались и вытоптали верхний слой земли, точно так же и до настоящего времени возникают тропинки на неасфальтированной земле. Вот и у туземцев была какая-то забава, когда было надо бегом либо шагом пройти по маршруту, напоминающему изображение животного. Но оказалось, что на большая часть сложных изображений сверху накладываются «прочерченные» в земле примитивные полосы и круги. Радиоуглеродный анализ показал, что изготовлены они на сотки лет позднее, чем совершенные картинки. А если б речь шла о спортивных состязаниях, то логичнее представить, что поначалу появлялись обыкновенные фигуры, а с течением времени - сложные.
В этом рисунке паучка некие исследователи узрели изображение дальной галактики.
Тут они молились
- Мы проверили все более-менее суровые версии, - гласит зачинатель и управляющий экспедиции германский археолог Маркус РЕЙНДЕЛЬ. - У каждой есть недочеты. Потому способом исключения мы сделали вывод, что изображения использовались в религиозных ритуалах. Эту идея подтверждает и тот факт, что рядом со многими фигурами обнаружены маленькие возвышения со следами древесных настилов. И там археологи находят морские раковины, которые в Южной Америке в дохристианскую эру символизировали достояние и плодородие. Очень похоже, что это были алтари.
А тому, что рассмотреть эти огромные изображения можно только с воздуха, тоже нашлось свое разъяснение. По результатам раскопок старого городка в пустыне Наски ученые попробовали вернуть технический уровень той цивилизации. И как это ни умопомрачительно, но древнейшие перуанцы полностью могли строить маленькие воздушные шары, которые, заполненные жарким воздухом, могли бы до получаса висеть в небе.
Ведь понятно, что в 1709 году заокеанский подданный португальской короны Бартоломеу ди Гушман сделал над Лиссабоном полет на воздушном шаре. Про Гушмана понятно, что он обучался в церковной школе в Бразилии и его педагогами были миссионеры, иногда посещавшие самые далекие уголки Южной Америки. Может быть, они поведали парню о легендах про воздушные шары обитателей равнины Наска.
Вобщем, это только гипотезы. Древнейшие обитатели Наски не оставили после себя ничего, не считая рисунков, и можно только полагать, что все-таки за религию они исповедовали и подымалиь ли в воздух.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Самое странноватое место на планетке
Картинки были увидены в 1939 году, когда над плато на высоте 60 метров пропархал на самолете южноамериканский археолог Пол Косок. Он представил, что это нечто вроде серии изображений священных для старых людей зодиакальных созвездий.
Узнаваемый русский физик Леонид Ксанфомалити выдвинул версию, что картинки изготовлены с большой высоты при помощи установки наподобие лазера. Но откуда лазер в III веке до н. э.?
Есть версия, что рисунков было намного больше. Но их уничтожии или неприятели туземцев Наски, или восставшие рабы. По легенде, после ликвидирования рисунков пала и местная цивилизация.
КСТАТИ
Кто выстроил космодром для инопланетян
В 1955 году английский исследователь не нормальных явлений Джеймс Мозель представил, что плато Наска в древности служило взлетной площадкой для кораблей инопланетян. Мысль стала очень пользующейся популярностью и до сего времени находит собственных приверженцев. Но никто пока не растолковал, для чего «братьям по разуму» нужен был таковой огромный - 500 квадратных км, - космодром. Неуж-то движение было так оживленным? А для чего они изображали на нем земных животных и растения? Чтоб позабавить туземцев? К тому же хоть какой галлактический корабль при приземлении на плато непременно разрушил бы картинки.
Сторонники «инопланетной» версии упирают на то, что древнейшие краснокожие не обладали технологиями, позволяющими изображать на земле настолько сложные картины. Но еще в 80-е годы прошедшего века южноамериканские археологи опровергли эту теорию. Группа студентов и педагогов, вооруженных только древесными лопатами, какие предположительно были и у обитателей плато Наска, всего только за 14 дней смогли «нарисовать» на плато фигуру красового слона, который с воздуха ничем не отличался от творений старых. Потому вопрос об участии инопланетян в разработке шедевров Наски, как досадно бы это не звучало, закрыт.