В Западной Африке существует народ, который не одно столетие привлекает к себе пристальное внимание ученых. Это скотоводы фульбе. Откуда взялись на Черном континенте люди со светлым оттенком кожи, почему в них столько «цивилизованного», где они почерпнули знания,никто не может сказать…
Действительно, фульбе на Африканском континенте кажутся пришельцами. Ученые высказывают предположение, что весь образ жизни, все свои культурные ценности фульбе вынесли благодаря контактам с высокоразвитыми цивилизациями, но вот с какими, неясно до сих пор…Загадочный народ
Аристократизм внешнего вида, гордая осанка, стать, благородство жестов в проявлении чувств, высокий уровень духовности: этим народом созданы тысячи сказок, легенд, эпических произведений, пословиц и поговорок — все в их жизни не похоже на соседей. Язык фульбе — фула — считается самым перспективным языком среди всех национальных языков Африки.
Фульбе, по сути, африканские законодатели мод, они создали знаменитый фригийский колпак, шляпу-колокол, островерхую соломенную шляпу — головные уборы пастухов. Знаменита во всей Африке и женская прическа с «петушиным гребнем» из тончайших косичек, натянутых на специальный каркас из бамбуковых палочек.
В качестве подтверждения теории контакта фульбе с высокоразвитыми народами можно считать и их таинственную Священную Книгу, которая в легендах называется Книгой фараонов и Книгой египетских магов. Возможно, существование этой книги говорит о пребывании «пра-фульбе» в средиземноморско-ближневосточной зоне, где они познакомились с традицией священных книг? Вообще все больше и больше ученых соглашаются с тем, что в древние времена в северо-восточной Африке жило однородное население, которое ученые называют «средиземноморской контактной расой».
Несколько столетий ученые не могут договориться о происхождении фульбе. Интрига в этой загадке замешана на внешнем отличии фульбе от соседей-негроидов: фульбе высокие, с красноватым цветом кожи и тонкими чертами лица. Необыкновенно красивые женщины-статуэтки привлекают мужчин из высших эшелонов власти практически всех африканских государств. Фульбе называют потомками цыган, сыновьями римских легионеров, затерявшимися в Сахаре, одним из племен Израиля, а известный лингвист Мейнхоф вообще считал фульбе хамитами, пришедшими из Азии.
Легенды времен исламизации говорят о происхождении фульбе от арабов, которые, чтобы обратить местных язычников в ислам, женились на их женщинах. Известный французский ученый Морис Делафос считал их потомками фудов, о которых говорится в Библии. Они вместе с гик-сосами вторглись в Египет и осели в Киренаике. В IV до н. э. в их состав влились евреи, изгнанные из Египта Птолемеем I Сотером. Часть этой этнической группы направилась в Марокко, а другая — в пределы нынешней Мавритании, где в III веке основала государство Гану. Именно на территории этого африканского государства мы впервые и встречаемся с фульбе.
Три столетия понадобилось фульбе, чтобы завоевать господствующее положение среди местных народов и создать на этих территориях свои государства: Денианке — в Фута-Торо и Диаллубе — близ города Масина.
Создание государства
Фульбе сумели создать настолько мощные государства, что только одно упоминание об их империи заставляло трепетать соседей! Даже европейцы до поры до времени обходили их стороной. Что же послужило толчком к такому небывалому цивилизационному скачку? Во-первых, это генетическая предрасположенность: фульбе, скорее всего, в древности были одним из высокоразвитых обществ; во-вторых — их привилегированное экономическое положение, связанное со скотоводством.
О роли скота в жизни этого народа красноречиво говорят их пословицы: «Скот превосходит все, он даже важнее отца и матери», «Если погибнет скот, умрет и фульбе».
Фульбе со священным трепетом относятся к своим стадам, они действительно умеют обращаться с животными, разводить их и ухаживать. Скот — главное достижение и основа существования фульбе. В обмен на продукты скотоводства фульбе получают продукты земледелия у соседних народов. В исключительных случаях, когда нужны деньги, фульбе идут на продажу скота, но продают, как правило, больных и старых животных.
Огромную роль в жизни этого африканского народа сыграл ислам. Он стал мощнейшим катализатором, ускорившим социальные, политические, экономические процессы в жизни фульбе. Видимо, этому народу было необходимо иметь какое-то руководство в жизни, а ислам очень хорошо справляется с этой задачей: Коран учит, как вести себя при любых обстоятельствах. Фульбе, кстати, один арабский путешественник назвал «истинными детьми Аллаха», они, как ни один другой народ, принявший эту религию, отличаются большой строгостью в исполнении обрядов. Ислам способствовал политическому и идеологическому объединению народа. Благодаря ему фульбе в исторически короткие сроки достигли потрясающих результатов.
Бремя революций
XVIII век оказался очень важным в жизни народа, это был период расцвета. В результате революции 1725 года в Фута-Джаллоне было соз: дано феодальное и военное государство, состоявшее из провинций, под управлением имама-фульбе. Далее в Фута-Торо было создано похожее государство, которым опять же руководил представитель фульбе. В начале уже XIX века в Масине шейх Амаду Барии создал царство фульбе в Масине, которое благодаря грамотному управлению просуществовало весь XIX век.
В 1776 году все страны горного района Фута-Джалло-на, Фута-Торо и долины реки Сенегал были объединены в один имамат. Во главе его встал вождь одного из племен фульбе Абд аль-Кадир. Страна была разделена на провинции, получившие название ми-сиде. Во главе каждой из них стояли фульбе. Существовал верховный совет, который руководил всеми наместниками в провинциях. Общественный строй имел патриархально-феодальный характер. В вассальной зависимости от правителей фута-джаллонского государства оказались многие «королевства» народов Гвинейского залива.
В социальном отношении фута-джаллонское общество состояло из двух основных групп: правящая верхушка из фульбе и крепостные, полукрепостные из коренного народа этих территорий.
В зависимом положении находились и члены ремесленных каст: кожевники, ткачи, красильщики, гончары, кузнецы, гриоты (музыканты, певцы, сказители). Заслуга в создании огромного халифата со столицей в Сокото, мощной фульбской империи, принадлежит фульбскому мусульманскому проповеднику Осману.
Во время существования данной империи на всей территории был наведен порядок. После смерти Османа империей стал править его сын Мухаммед Белло. При нем на базе прежних самостоятельных городов-государств были созданы эмираты.
Каждый из эмиров имел в своем распоряжении военные дружины, взимал подати с населения и был обязан являться со своими отрядами по первому требованию султана. В конце XIX века Сокото было захвачено Великобританией и вошло в состав английской колонии Нигерия.
Так, в результате междоусобных и захватнических войн европейцев погибла мощная империя, созданная фульбе. Сейчас именно в районах этих бывших сильных государств имеются наибольшие концентрации этой народности.
Колониальная политика французов впоследствии даже приостановила развитие письменного языка фульбе — фула, как и других местных языков. Но фульбе, в отличие от других народов, очень неохотно вступали в контакты с французами, поэтому французским чиновникам даже пришлось выучить фула, чтобы как-то общаться с местным населением.