Коренные народы Крайнего Севера - ненцы, ханты, селькупы - называют Ямал священной землёй, обителью всесильных богов.
Говорят, учёные попытались было составить карту сакральных мест полуострова и уже нанесли на неё 263 святилища, да сбились со счёта.
Люди с белыми глазами «На Юрибее побывать хотите? Не страшно?» - с недоверием в голосе поинтересовалась у меня пожилая ненка. Ещё бабка рассказывала ей про то, что на берегах этой священной для аборигенов реки обитают загадочные маленькие человечки. У них белые, как снег, глаза и похожие на туман волосы. Их называют сихиртя, или сиртя, и считают предшественниками ненцев-оленеводов. Вроде бы эти существа навсегда переселились под землю и там пасут стада… уцелевших мамонтов. Иногда сиртя выходят на поверхность, и тогда археологи обнаруживают детали украшения их одежды. А в 1987 г. две женщины якобы даже повстречали одного из сиртя.
Он неведомой силой уводил ценную рыбу из их рыбацких сетей… Весной в водах Юрибея действительно любит нереститься знаменитая северная рыба: нельма, муксун, щёкур. Эта река Ямала протяжённостью более 500 км течёт по вечной мерзлоте через весь полуостров и впадает в Байдарацкую губу Карского моря. Раз в году её воды неведомым образом поворачиваются вспять и несколько дней текут в обратном направлении. Говорят, ни один коренной житель не ступит летом в реку, не принеся дара суровому Юрибею. А находящиеся на берегах реки святилища коренных жителей - наиболее почитаемые на Ямале. Известное в народе место Юрибей хэхэ’я напоминает большой чум. Учёные находили здесь следы свежих жертвоприношений, сделанных оленеводами-кочевниками. Внутри «чума» - целая гора оленьих черепов, стеклянной посуды, повсюду развешаны цветные лоскутки. Добраться до загадочной реки непросто.
Под крылом вахтового вертолёта газовиков в течение двух с лишним часов полёта - лишь равнина вечной мерзлоты. По прилёту ветер сбивает с ног, а мороз, несмотря на специальную термоодежду, пробирает до костей. Ещё месяц назад температура опускалась до -43°. Здесь фактически нет весны. Лето наступает за несколько дней. До того как растает лёд, река кажется безжизненной, а снежная пустыня - жутковатой. Почему-то вспоминается обычай коренных жителей хоронить умерших в ящиках, поставленных прямо поверх снегов. Могил в вечной мерзлоте копать не принято…
Место, где дремлют мамонты Юрибей называют поставщиком мировых археологических сенсаций, «местом, где дремлют мамонты». Словно кто-то (уж не те ли маленькие человечки?) время от времени освобождает древних гигантов из ледяного плена и выносит их на поверхность. В 25 км от устья реки в сентябре 1988 г. был найден мамонтёнок Маша. Мамонтёнка, найденного в мае 2007 г., окрестили Любой в честь жены оленевода Юрия Худия. Учёные отмечают, что мерзлота - отличная кладовая исторических ценностей.
В песках Египта культура сохранилась «всего-то» 5 тысяч лет, а в недрах тундры могут открыться секреты десятков и сотен тысяч лет. «Вот смотрите - только сегодня нашли!» - Сергей Худи, советник по экологии одной из железнодорожных строительных компаний, показывает окаменевший кусок дерева - тёмно-серый снаружи и светлый, как будто свежесрубленный, внутри. «Стали скважину в реке бурить, и на глубине 18 метров бур буквально перекорёжило. Думаю, этому дереву не одна тысяча лет». Худи по национальности ненец. Он показывает мне паспорт, где в графе «место рождения» указано: «ямальская тундра». Вечером за ужином в одном из модных ресторанов Салехарда он признаётся, что к верованиям и святилищам предков-оленеводов относится очень уважительно. «Мир, как и душа человека, многослойный. Мы летаем в космос, добываем из-под вечной мерзлоты ямальский газ, запасов которого хватит как минимум ещё лет на 50, а в себе порой разобраться не можем», - философски рассуждает он.
Однако промышленное освоение Ямала, где сосредоточен 91% запасов российского газа, вносит свои коррективы в традиционный уклад жизни коренных обитателей полуострова. Загадочная река Юрибей, которая весной выходит из привычного 300-метрового русла и на 5-6 дней разливается почти на 4 км, оказалась главным препятствием на пути к освоению крупнейшего газового месторождения. Чуть было не застопорилось строительство железнодорожной ветки - основной магистрали, ведущей к газовой кладовой. Чтобы не нарушать уникальной экологии священной для оленеводов части тундры, было решено построить по кромке разлива реки мостовую эстакаду.
Таких протяжённых мостов в арктических широтах нигде в мире до сих пор не строили. Эстакада будет стоять словно на спичках - на специальных сваях с уникальной технологией, сохраняющей вечную мерзлоту от подтаивания. Строители уверяют, что мост будет такой же достопримечательностью региона, как и сама священная река Юрибей.