В пещере Фумане в северной Италии обнаружены птичьи кости возрастом около 44 тысяч лет с царапинами от каменных орудий. Большинство птиц относятся к малосъедобным видам, к тому же неандертальцы, обитавшие в то время в пещере, обрабатывали преимущественно крылья — не самую мясистую часть птицы. По-видимому, их интересовало не мясо, а крупные перья, которые могли использоваться в качестве украшений. Это можно рассматривать как еще один аргумент в пользу наличия у неандертальцев собственной «подлинно человеческой» духовной культуры еще до появления в Западной Европе наших предков сапиенсов.
Вопрос о том, уступали ли неандертальцы сапиенсам в умственном и культурном развитии, остается спорным (см.: Мозг у неандертальцев рос иначе, чем у сапиенсов, «Элементы», 17.11.2010). Подробный разбор аргументов приведен в новой книге Л. Б. Вишняцкого «Неандертальцы. История несостоявшегося человечества». Похоже, что если и уступали, то лишь самую малость. Например, в прошлом году были обнаружены новые факты, показывающие, что западноевропейские неандертальцы изготавливали разноцветные минеральные красители и украшения из продырявленных и раскрашенных ракушек уже около 50 тысяч лет назад, то есть задолго до появления в Европе людей современного типа (Zilhгo et al., 2010. Symbolic use of marine shells and mineral pigments by Iberian Neandertals). Тем самым неандертальцы почти «догнали» африканских сапиенсов, которые начали всерьез заниматься подобными вещами около 72 тысяч лет назад (см.: Зарождение человеческой культуры в Африке проходило в два этапа, «Элементы», 05.11.2008).
Еще один аргумент в пользу наличия у европейских неандертальцев «подлинно человеческой» духовной культуры, которую они выработали самостоятельно еще до появления в Европе сапиенсов, обнаружили итальянские археологи в ходе раскопок в пещере Фумане (Grotta di Fumane) на севере Италии.
В поздних неандертальских (мустьерских) слоях возрастом 44,8–42,2 тысячи лет (возраст определяли радиоуглеродным методом) найдено в общей сложности 660 птичьих костей, относящихся к 22 видам. В большинстве случаев невозможно определить, каким путем попала в пещеру птица: сама прилетела и здесь умерла, была поймана хищным зверем или человеком. Однако про четыре вида птиц можно сказать наверняка, что люди ими интересовались, потому что на костях сохранились царапины от каменных орудий. Ни один из четырех видов не представляет большой пищевой ценности: бородач Gypaetus barbatus (птица семейства ястребиных), кобчик Falco vespertinus (небольшой сокол), альпийская галка Pyrrhocorax graculus и вяхирь Columba palumbus.
Скелет крыла вороны: 1 — плечевая кость, 2 — лучевая кость, 3 — локтевая кость, 4 — самостоятельные косточки запястья, 5 — пряжка (слившиеся косточки запястья и пясти), 6 — фаланги II пальца, 7 — единственная фаланга I пальца, 8 — единственная фаланга III пальца. Рисунок с сайта zoomet.ruВсе отметины приурочены к костям крыльев — не самой мясистой части птицы. Костей с царапинами всего пять: по одной плечевой кости бородача и кобчика, пряжка вяхиря и две локтевые кости альпийских галок. Судя по расположению царапин, неандертальцы пользовались каменными инструментами в основном для того, чтобы расчленить крыло: отделить предплечье от плеча или пряжку от предплечья, а также, возможно, для отковыривания кусков кожи с перьями или отдельных крупных перьев. Найдено также 20 костей птичьих крыльев, на которых нет царапин от каменных орудий, но есть характерные повреждения, возникающие при разрывании крыла на части без использования инструментов.
В целом среди птичьих останков заметно преобладают кости крыльев. Возможно, это означает, что неандертальцы отрывали крылья у найденных мертвых птиц и приносили их в пещеру, хотя не исключены и другие объяснения.
По-видимому, птицы интересовали неандертальцев из пещеры Фумане только как источник перьев. Питались они другой добычей. В тех же самых слоях обнаружены многочисленные кости благородных оленей, горных козлов и косуль с отметинами от каменных орудий. Эти виды, вероятно, составляли основу рациона местных жителей. Несколько реже неандертальцы из Фумане добывали серн, бизонов, лосей и вымерших большерогих оленей. В пещере найдены и кости хищников — лисиц, волков, гиен, бурых и пещерных медведей. На этих костях (за исключением костей гиен) тоже встречаются царапины от каменных орудий, расположенные иначе, чем на костях травоядных. Похоже, неандертальцы не ели хищников, а только сдирали с них шкуры. В общем, хозяйство было большое и разнообразное, и вряд ли галки и хищные птицы представляли для обитателей пещеры гастрономический интерес.
Зачем неандертальцам перья? Делать из них стабилизаторы для стрел они не могли, потому что луков и копьеметалок еще не было. Тяжелым же копьям (если неандертальцы умели метать копья, что спорно) стабилизаторы не требуются. По мнению авторов, скорее всего перья использовались в качестве украшений, как это было принято во многих традиционных обществах сапиенсов. В таком случае находки в пещере Фумане могут служить дополнительным аргументом в пользу наличия у неандертальцев своей собственной «подлинно человеческой» духовной культуры, сложившейся еще до появления в северной Италии первых сапиенсов.
Впрочем, это не спасло неандертальцев от вытеснения. Сразу над верхними мустьерскими слоями, в которых были найдены птичьи кости с царапинами, в пещере Фумане залегают слои так называемой «улуццианской культуры» (Uluzzian), несколько более продвинутой, чем мустьерская, и сравнимой с аналогичными терминальными неандертальскими слоями в других точках Западной Европы (см.: Chatelperronian). Некоторые авторы предполагают, что этот последний культурный «рывок» неандертальцев перед окончательным вымиранием подстегивался конкуренцией с сапиенсами, которые к тому времени уже заселили большую часть Европы. Не помогло: еще выше лежат ориньякские слои (см.: В Германии найдена самая древняя в мире скульптура, «Элементы», 15.05.2009) с типичными верхнепалеолитическими изделиями кроманьонцев-сапиенсов.
P.S. Новые факты, свидетельствующие о высоком умственном и культурном развитии неандертальцев, интерпретируются некоторыми авторами не совсем корректно. Утверждается примерно следующее: «неандертальцы вымерли не потому, что уступали человеку разумному в способности выживать, а просто потому, что Homo sapiens численно превосходил неандертальцев и быстрее размножался» (этот пример взят из заметки Неандертальцы умнее, чем считалось на сайте журнала «Вокруг Света»). Проблема в том, что способность «быстрее размножаться» и благодаря этому добиваться численного превосходства над конкурентами — это, с точки зрения эволюционной теории, как раз и означает повышенную приспособленность, то есть то, что авторы цитаты, по-видимому, имеют в виду под фразой «способность выживать». Поэтому отстаиваемые в настоящее время многими авторами «чисто демографические» причины вытеснения сапиенсами неандертальцев не противоречат, а наоборот, самым непосредственным образом подтверждают тезис о том, что сапиенсы превосходили неандертальцев по своей приспособленности.
Многие пользуются услугами такси Люберцы с единой целью – лучше узнать историю этого старого района и насладиться его архитектурными строениями.