Погребение — размером 15 на 15 метров 19.01.2012 В Перу, недалеко от пирамиды, которая относится к доинкскому периоду, найдено более сотки останков ритуально умерщвленных людей. В главном это взрослые мужчины, за исключением двоих малышей и, возможно, одной дамы. Захороненные тут люди, может быть, жили в период с 700 по 1375 год до нашей эпохи. Тела оголены, у неких отсутствуют головы.
Погребение — размером 15 на 15 метров — рядом с пирамидой Уака-Лас-Вентанас (Huaca Las Ventanas) было найдено еще в августе, но сообщение об этой находке появилось на веб-сайте научно-популярного журнальчика National Geographic в канун Нового года. В заметке говорится, что погребение относится к культуре Сикан (Sican), которую также именуют Ламбаек (Lambayeque). Ее представители населяли северное побережье сегодняшнего Перу еще до возникновения в этих краях инков — в период с 900 по 1100 год до нашей эпохи.
Южноамериканский археолог Хаген Клаус (Haagen Klaus) из муниципального института штата Юта — Utah Valley University, работавший на месте раскопок, в электрическом письме в редакцию журнальчика National Geographic отметил, что носители культуры Сикан, невзирая на настолько большущее общее захоронение, совсем не были воинственным народом. Их империя в пик собственного расцвета — примерно 1000 год до нашей эпохи — обхватывала местность современных Эквадора и Перу и процветала благодаря торговле. Судя по всему, в котловане захоронены тела местных обитателей, которые добровольно пошли на погибель, чтоб "в мире новенькая жизнь появилась".
"Сикан был святой землей, и, кажется, только там проходили более священные из религиозных ритуалов, включая культ протцов", — добавил Клаус. Это захоронение не похоже на хоть какое другое отысканное до этого посреди некрополей культуры Сикан, вследствие чего спецам тяжело ответить на вопрос, что все-таки пред нами — ритуальное погребение либо место для жертвоприношения.
Руководители раскопок, главный археолог Хосе Пинилья (Jos Pinilla) и директор Государственного музея культуры Сикан Карлос Элера (Carlos Elera), указали на существенное отличие нового захоронения от других узнаваемых захоронений данного региона. Тела погребенных людей разбросаны хаотично. Одних оставили с растопыренными в стороны конечностями, у других они плотно прижаты к туловищу. Одни лежат в горизонтальном положении, другие — в согнутом.
Один скелет, к примеру, был найден в пивоварне у восточного края котлована. Тело сложено и помещено лицом вниз в высшей части глиняного кувшина высотой 1,3 метра. Этот сосуд употреблялся для изготовления и хранения схожего на пиво спиртного напитка chicha, которое пили на поминках везде в Андах. Языковеды подразумевают, что на языке перуанских краснокожих куна слово "чича" значит "маис". Наличие пивоварни конкретно у захоронения может означать, что тризна была призвана не только лишь удовлетворить потребности живых, да и мертвых сородичей.
В примыкающей яме наименьших размеров найдено, как минимум, 20 отрубленных голов. Археологи еще пока не установили связь меж черепами и безголовыми скелетами. Возможно, погибель достигнула свои жертвы прямо на месте грядущего некрополя, хотя и не исключено, что их умертвили заблаговременно, а головы отрубили уже у покойников. По словам Клауса, ученым еще предстоит разобраться и в этом вопросе.
В котловане разбросаны глиняние головы местного божества, которые обычно декорировали чаши для чича, также погребальные сосуды. Не считая того, найдены отломанные глиняние головы лам, пум, обезьян, черепах, медведей и людей. Специалисты уже установили, что в этом случае речь вероятнее всего идет о очень аккуратном и преднамеренном повреждении реликвий.
Особенности художественного стиля глиняних сосудов принуждают прийти к выводу о том, что захоронение наполнялась в три шага. Это происходило в протяжении достаточно долгого времени — с 900 по 1100 год до нашей эпохи. Поначалу там два раза хоронили, а в последний раз неведомые нарушили первоначальное положение останков. В итоге их вмешательства отдельные ямы оказались заполнены черепами, бедренными и плечевыми костями.
Может быть, общее жертвоприношение было частью похоронного обряда в честь так именуемого "владетеля Сикана". Владетель Сикана — это антропоморфный бог в полулунном головном уборе, нередко изображался с 2-мя жезлами в руках и иногда со животными клыками во рту. Часто его изображение помещали в окружении животных. Не исключено, что его могила размещается под огромным котлованом. Во всяком случае, как утверждает директор музея Карлос Элера, в самой глубочайшей точке раскопа найден только плотный, очевидно рукотворный слой глины, очень схожий на то вещество, которым запечатывали гробницы повелителей Ламбаека.
Не считая того, директор Государственного музея культуры Сикан отметил, что в 1960-е годы расхитители гробниц, которые занимались нелегальными раскопками в районе малой пирамиды, находящейся к востоку от Уака-Лас-Вентанас, ведали, что пока они добирались до созданной для ограбления могилы, им попадалось огромное количество скелетов.
Южноамериканский археолог японского происхождения Идзуми Симада (Izumi Shimada) из института Южного Иллинойса (который является основоположником Сиканского археологического проекта и, фактически говоря, давший само заглавие — культура Сикана), во время собственных археологических экспедиций не один раз наталкивался на свидетельства человечьих жертвоприношений, пусть и не настолько бессчетные. www.pravda.ru