Они сделали необыкновенную иероглифическую письменность, которую никто пока не может прочесть. На память потомкам они оставили огромные головы, вырезанные из базальта. Кто же они, ольмеки? В их истории много вопросительных символов, и даже недавнешние археологические исследования не достаточно что проясняют в их судьбе.
Рай поверженный, немой, лищенный речи
Рамон Лопес Веларде
Конкретно такие каменные головы с раскосыми очами и толстыми губками прославили люд ольмеков. Затерянные посреди тропической растительности, эти метровые глыбы, высеченные из твердого базальта, кажутся нескончаемыми. 1-ый из этих доисторических памятников был найден в 1862 году к югу от Веракруса, в заболоченной местности на побережье Мексиканского залива. Голова, считавшаяся осколком разрушенной скульптуры, достигала полутора метров в высоту и весила около восьми тонн. Каким же мог быть тогда сам великан, смотревший с многометровой высоты на близлежащий лес? И был ли великан?Так вдруг заявила о для себя старая цивилизация, начисто позабытая потомками и сохраненная лесными дебрями. Она появилась в восточной части Мексики, где, казалось бы, не было никаких предпосылок для становления величавой культуры. Почему конкретно тут, посреди густых тропических лесов и болот, посреди лабиринта рек и ручьев, родилась цивилизация, ставшая прототипом для многих народов?
Сейчас историки считают конкретно ольмеков «отцами тамошней истории», «культурными героями» Месоамерики — Мексики и Центральной Америки – предтечами майя, сапотеков и ацтеков. С 1200 по 400 годы до новейшей эпохи, другими словами в эру, по меркам Старенького Света, прошедшую меж Троянской войной и «Золотым веком Афин», ольмеки главенствовали во всем этом регионе. Их произведения искусства высоко ценились, им подражали жившие тут племена и народы, их религию воспринимали, их политические порядки стремились заимствовать, а хозяйственные способности – усвоить.
И невзирая на все это, по-настоящему исследование их культуры началось только 6 десятилетий вспять.
Рим Нового Света
Бессчетные реки облегчали ольмекам передвижение из 1-го конца страны в другой. Главными тс служили лодки и – в случае грузовых перевозок – плоты. Без этого было бы очень тяжело пробираться через лесную чащобу, и маленькие племена охотников и собирателей, обосновавшиеся тут, оставались бы разобщены, жили бы в той же первобытной дикости, что и жители лесов Амазонии. Каждый год реки расплескивались, принося на поля злачный илистый осадок. Земля в этой горячей, увлажненной стране могла давать по два урожая в год.
Главным продуктом питания был маис; на полях выращивали также бобы и маниок, тыкву и сладкий картофель. Разводили домашних питомцев: собак (их мясо тоже шло в еду), индюков и, может быть, тапиров, также пчел. Всераспространенным занятием была рыбная ловля. Богатство еды позволяло делать ее припасы и освобождать часть населения от занятий сельским хозяйством. Многие ольмеки становились ремесленниками, живописцами, учеными.
В ранешний период собственной истории – в ту пору, когда царелюбивые египтяне обессмертили имя Тутанхамона его незабываемой гробницей, – ольмеки строили дома, окруженные массивными глинобитными стенками. Несколько веков спустя, когда Гомер придумывал свою «Одиссею», коренные принципы их архитектуры стали другими. На замену глиняным постройкам, требовавшим постоянной починки, пришли жилья из тесаного камня.
Старейшее поселение ольмеков – Сан-Лоренсо – основано в болотистой местности около 1500 года до новейшей эпохи. Три века спустя тут строится церемониальный центр, а на искусственной насыпи высотой 12 метров и размером 1200 х 770 метров возводится город. По оценке ученых, для сооружения этой насыпи сюда пришлось перевезти около 10 миллионов тонн земли. Все это проделано людьми, которые не знали колеса, не имели ни повозок, ни тягловых животных, жили в стране, где не было никаких дорог.
Археологи нашли в Сан-Лоренсо подземную систему водопровода. В городке были установлены бессчетные каменные скульптуры и колоссальные головы. Но около 900 года до новейшей эпохи каменные изваяния разрушаются. Может быть, город захватили пришлые племена, а его население – тут проживали около тыщи человек, – спасаясь от войны, бежало. Но есть и другие догадки
С сих пор важным центром ольмеков становится город Ла-Вента, основанный около 1000 года до новейшей эпохи. Его история отлично документирована. Город занимал местность размером 2,5 х 1 километр, где проживали до 18 тыщ человек. Они занимались в большей степени земледелием и ремеслом, сначала обработкой нефрита.
Среди городка была воздвигнута пирамида из утрамбованной глины высотой 31 метр. Размеры ее основания составляли 178 х 73 метра. Снаружи она напоминала вулкан с бороздками по склонам. На верхней платформе пирамиды размещался, наверняка, храм, в каком пылал жертвенный огнь – он символизировал кратер вулкана.
Археологические находки, изготовленные тут, свидетельствуют об отсутствии металлов и в то же время блестящем умении обрабатывать камень и глину, из которой изготавливали сосуды и статуэтки. Эмблемой же богатства в Ла-Венте, а позже и во всей Центральной Америке, стал нефрит. Декорации из нефрита клали в гробницы правителей и их приближенных. В особенности любопытны так именуемые мозаичные дворы – панели, в большинстве случаев с изображением ягуара. Чуть завершив схожий двор, его тотчас засыпали землей, возможно, посвящая подземным богам. Числилось, что вход в их мир стерег божественный ягуар, либо ягуар-человек.
При раскопках Ла-Венты найдено все, что находят при исследовании руин хоть какого большого городка, появившегося в Месоамерике в следующие две с половиной тыщи лет. Подобно европейским столицам Нового времени, сверяющим собственный вид с улицами и площадями Рима, городка майя и тольтеков также старались быть схожими на Ла-Венту. Монументы архитектуры и ремесла, площадки для ритуальной игры в мяч, заслуги культуры (иероглифическое письмо, календарь) – все эти соответствующие черты ольмекской цивилизации с этого момента хранятся и наследуются народами, населяющими Месоамерику, как латиница римлян в Древнем Свете, как римские числа и юлианский календарь. Конкретно у ольмеков в первый раз в истории этого региона формируется элита. Конкретно ольмеки первыми начинают поклоняться главному божеству Месоамерики – Ягуару. Ольмеки же сделали и систему счисления, подобающую аналогичной у майя.
Каменные головы ольмеков
Каменная голова, отысканная полтора века вспять, принудила историков заговорить о таинственном народе, что жил в древности на окраине Мексики и отличался любовью к огромным скульптурам. Сейчас мы знаем, что планом были не скульптуры – головы. Их наверное можно именовать одними из самых странноватых скульптур на свете. Круглые головы, без всякого намека на шейку, покоятся прямо на земле. В принципе, их можно сопоставить разве что с памятными истуканами с острова Пасхи. Пусть те в среднем в три-четыре раза выше, зато головы ольмеков на две с излишним тыщи лет старше, ну и выполнены еще искуснее. Наибольшая из их добивается высоты 3,4 метра и весит 50 тонн.
Монументальная статуя ольмеков – по сопоставлению с европейской – практически доведена до шаров, украшенных каким-то подобием шлема – головным убором, который надевали во время ритуальной игры в мяч. С неописуемой грустью глядят на нас эти, как будто усекновенные, головы. Археологи не знают, кто послужил макетом необыкновенных скульптур: правители ольмеков, их вояки, а может, именитые игроки в мяч (по одной из гипотез, казненные игроки в мяч)? Ведь почитаем же мы тотчас спортсменов больше, чем писателей либо ученых!
Круглые лица статуй смотрятся отекшими и иногда напоминают пухлые рожицы малышей. У их толстые, нередко откровенно капризные губки, огромные миндалевидные глаза, округленный подбородок, мясистые щеки и очень плоские, широкие носы. Лоб, часто достаточно высочайший, укрыт под тесновато надвинутым шлемом, край которого практически доходит до глаз, а боковые пластинки закрывают уши. Задняя часть головы, обычно, отделана очень небережно либо вообщем не обработана. Шлемы только намечены. По-видимому, архитекторы уделяли основное внимание лицам этих людей, стараясь с поразительной живостью и реалистичностью передать их личные черты. Смотря на эти образы, можно будто бы распознать настроения и нравы их прообразов. Одни взирают на вас с удивлением, время от времени откровенно забавно, другие настроены очень яростно либо злостно.
Эти головы вырубали в горном массиве Лас-Тустлас и доставляли за 60 – 125 км к месту, где они были установлены. Их перевозка –блестящее «инженерное» решение. Как считают историки, прямо в каменоломнях заготовки будущих скульптур укладывали на полозья и тащили к наиблежайшей реке, откуда сплавляли на огромных плотах. И уже конкретно на месте, там, где намеревались установить еще одну памятную голову, мастера принимались обтачивать эту громадину, прорезая в ней губки, глазницы, толстый, приплющенный нос. Точно так же сооружались, наверняка, и другие памятники ольмеков, поражающие своими размерами.
Поражает и мастерство камнерезов, ведь орудия, которыми те обрабатывали базальтовые глыбы, были самые примитивные: каменные зубила, обыкновенные бурава и песок, заменявший наждачку. У ольмеков не было железных инструментов и не имелось каменных орудий тверже, чем базальт!
Кто же были эти «скульпторы»? Откуда они пришли? Почему брались за собственный каторжный труд? «Все это вопросы, на которые нам, к огорчению, не желают отвечать ольмеки», – подчеркивает германский археолог Ханс Прем. В пору их возникновения в этой части Мексики местные краснокожие «вели бродячий стиль жизни; повсевременно появлялись все новые племенные союзы, а поэтому о понятии «этнос» нет смысла говорить».
Предшественники Хейердала?
Рассуждая о происхождении ольмеков, ученые выдвинули несколько гипотез, которые кажутся очень любопытными.
Одни историки отыскивают происхождение этого народа на тихоокеанском побережье Мексики – на местности штата Герреро. Но это – менее сенсационная теория, так как она признает ольмеков практически извечными уроженцами этих мест.
Согласно другой догадке, они пришли сюда с побережья Эквадора, где в 3000–2700 годах до новейшей эпохи сложилась одна из древних в Новеньком Свете культур керамики. Может быть, часть тех племен с течением времени перебралась далековато на север, в Мексику, кочуя по Панамскому перешейку либо же двигаясь на кораблях и лодках повдоль побережья.
В конце концов, 3-я и, пожалуй, самая внезапная догадка говорит, что ольмеки – это люд, сформировавшийся далековато от берегов Америки, кое-где в Африке, Азии (Монголия, Китай) либо на островах Океании. В ее пользу свидетельствует то, что именитые каменные головы владеют определенным сходством и с негроидами, и с узкоглазыми жителями Восточной и Юго-Восточной Азии, как, вобщем, и с полинезийцами. Эти толстогубые, узкоглазые изваяния настолько же уместно смотрелись бы где-нибудь на побережье Ганы либо юге Китая. Они никак не похожи на портреты майя либо ацтеков, известные нам по позднейшим стенным росписям.
Может быть, конкретно правители ольмеков были теми людьми (либо божествами), о которых говорят легенды ацтеков и майя, этими «культурными героями», приплывшими из-за моря, чтоб обучить обитателей Мексики всему, без чего невообразима культура, то бишь искусству и ремеслу, умению обрабатывать землю и отсчитывать бег времени. Пока никаких подтверждений этой догадки нет, но исключать ее нельзя, ведь в последние десятилетия энтузиасты, начиная с Тура Хейердала, обосновали, что на самых простых суденышках люди древности могли переплывать океаны, отвоевывая для себя место под солнцем где-нибудь «за тридевять земель, тридесять морей». Не об этом ли молвят письмена ольмеков?
Головоломный язык Каскахаля
В 1999 году в штате Веракрус во время прокладки дороги была случаем найдена каменная плита – так именуемая «панель из Каскахаля» размерами 36 х 21 х 13 см. Эта плита припоминает вырезанный из камня лист формата А4, только приметно толще и массой около 12 кг. По сегодняшним представлениям, не очень подходящая вещь, чтоб на ней что-либо записывать. Но конкретно она служила ольмекам «блокнотом».
В 2006 году удалось обосновать, что картинки, запечатленные на этом камне, – это иероглифы (ранее исследователи не один раз находили изображения значков, оставленных ольмеками, но совершенно точно подтвердить, что это – письменные знаки, не удавалось). Плита из Каскахаля – куда более весомый резон в пользу умения ольмеков излагать мысли если не на бумаге, то на каменных скрижалях. Как докладывают мексиканские археологи Кармен Родригес Мартинес и Пончиано Ортис Себаллос в статье, размещенной в журнальчике Science, в этом случае идет речь конкретно об ольмекском иероглифическом письме – древнем монументе письменности, обнаруженном на местности Америки. Он датируется приблизительно 900 годом до новейшей эпохи.
Посреди изображений, нанесенных на камень, есть подобия рыб, насекомых, початков маиса. Всего тут 62 знака, при этом некие повторяются не один раз. По всем наружным признакам данный набор знаков соответствует письменному тексту. Все значки верно разделены друг от друга и размещены в виде отдельных горизонтальных строк. Ясно угадывается деление значков на разные группы, состоящие из нескольких знаков любая. Пару раз определенная последовательность знаков повторяется. По воззрению языковедов, это может свидетельствовать о том, что мы имеем дело со стихотворным произведением, где имеются рефрены отдельных строк. Так что данная надпись может считаться к тому же древним монументом поэтического искусства, отысканным на местности Месоамерики.
Маленькие статуи ольмеков
Вот только смысл начертанного совсем не понятен ученым. Пока расшифровка ольмекских надписей кажется делом обреченным. Ведь даже египетские иероглифы, донесенные до нас бессчетными папирусами и обелисками, удалось прочесть только после того, как был найден Розеттский камень с надписями на древнегреческом языке и 2-ух видах древнеегипетского письма – демотическом и иероглифическом.
Может быть, язык ольмеков получится разгадать, когда будут обнаружены новые надписи. Навряд ли стоит удивляться тому, что единственный обширный текст оставлен ольмеками конкретно на каменной плите. Целые библиотеки исторических, юридических, поэтических текстов этой погибшей цивилизации были бы начертаны на материалах растительного происхождения, издавна истлевших в тропическом климате Месоамерики. Эта находка, считает узнаваемый германский спец по культуре майя Николай Грубе, решительно меняет наше представление об ольмекской культуре: «Теперь мы вправе считать, что письменность в Старой Америке зародилась в районе Мексиканского залива».
Итак, 1-ые писцы появились в Америке самое позже около 900 года до новейшей эпохи? До сего времени ученые считали, что это вышло на четыре столетия позднее. В Древнем же Свете, – а конкретно в Египте и Месопотамии, – 1-ые письменные тексты датируются III и даже IV тысячелетиями до новейшей эпохи. Означает ли это, что древнейшие америкосы намного отставали в собственном развитии от строителей первых держав Старого Востока? Может быть, мы пока плохо знаем археологию Нового Света и где-нибудь в глухой глуши еще ожидают собственного открытия «каменные грамоты» дальних 1000-летий?
Интересно, что поверхность этой каменной плиты – вогнутая, а это показывает на уникальную технику нанесения надписей: прежний текст, разумеется, соскабливали, а потом на чистой поверхности вырезали новые знаки. Очередное внезапное открытие!
Ни отцы и ни мамы
Посреди круговерти племен, населявших Древнейшую Месоамерику, в веренице их союзничества и вражды, ольмеки явились, «как снег на голову», «как торнадо в степи». Их имя – «люди страны каучука», вобщем, выдумано. Понятно, что в районе Мексиканского залива во времена ацтеков, другими словами незадолго до прибытия в Мексику испанцев, жил люд, именовавший себя ольмеками. Конкретно это заглавие в первой половине ХХ века и было дано создателям неведомой культуры бронзового века, обнаруженной на местности Мексики. По сути нет никаких данных, свидетельствующих, что современники ацтеков были потомками того таинственного народа, что сделал около 3-х тыщ годов назад культуру, которую мы сейчас зовем «ольмекской». Как назвали себя те древнейшие люди, удостоенные случайного прозвища – «ольмеки», мы в реальности не знаем. Современные исследователи почаще, кстати, употребляют более корректный термин «люди культуры Ла-Вента».
Несложно додуматься, что в обществе «ольмеков» установилась строгая иерархия – по другому не разъяснить возникновение этих базальтовых монументов, потребовавших неописуемого напряжения сил. Подобные изваяния были бы сделаны только там, где маленькая группа людей, составлявшая элиту, повелевала обилием подданных, относившихся к низшей касте – к числу работников, которых можно было выслать за сотку км перевозить многотонные каменные глыбы. Историки продолжают спорить о том, кто правил обществом ольмеков, – «вожди», обожествленные царствуй либо цари-жрецы.
Беседуют они и о других качествах истории и культуры ольмеков. Правильно ли, что те были прародителями всех следующих культур Месоамерики? По меткому замечанию Николая Грубе, «они не были ни отцами, ни матерями; они были братьями, ведь хронологически они жили в одно и то же время с некими из них». Естественно, ольмеки в очень большой степени воздействовали на мир майя, но, меж тем, «в низинных районах Гватемалы культура майя формировалась полностью самостоятельно».
Они сделали свою «империю»? Пока мы не располагаем никакими фактами, доказывающими присутствие на карте мира этой «сверхдержавы американской древности». Антрополог из США Дорис Хейден пишет в связи с этим: «Некоторые ученые лицезреют в парадоксе ольмеков только художественный стиль… Неплохим примером для сопоставления был бы готический стиль, зародившийся во Франции и получивший распространение в других странах Европы, в Германии, Великобритании и Испании, притом что мы не вправе гласить о некоторой «Готической империи», существовавшей в те века. Возможно, мы также не можем гласить и о существовании державы ольмеков».
В свою очередь, другие историки, отказав ольмекам в праве огнем и клинком пройти от Монтеррея до Сан-Сальвадора, наподобие ассирийцев либо ацтеков, старательно декорируют их «венчиками из роз», молвят об их «удивительном миролюбии», о нежелании вести войну и нелюбви к оружию, что тоже спорно.
Может быть, эта скульптурная группа Ла-Венты изображает собрание жрецов
Уверенно можно сказать только одно, что ольмеки интенсивно осваивали земли, окружавшие область их расселения. Археологи находят их колонии и фактории вдалеке от извечных владений. Достоверно понятно, что торговые связи ольмеков простирались на полторы с излишним тыщи км. Они вели торговлю с отдаленными областями стальной рудой, раковинами, минералами, панцирями черепах, костями скатов, изделиями из нефрита и глиняними сосудами.
Некие исследователи не исключают даже того, что они могли поддерживать контакт с цивилизациями Перу, ведь там тоже почитали божество в виде ягуара, которому поклонялись ольмеки. Что, если они основывали свои колонии и на побережье Перу?
А сейчас исчезают все – и древнейшие колонии, и сами ольмеки
География бегства
На рубеже V – IV веков до новейшей эпохи Ла-Вента была разрушена, а колоссальные головы ольмеков преднамеренно повреждены.
Историки не знают, по какой причине погибли наикрупнейшие городка ольмеков. Похоже, их население спасалось бегством. Может быть, предпосылкой стала война с одним из примыкающих городов, вынудившая обитателей поверженной метрополии находить спасения. Другой возможной предпосылкой именуют штатскую войну либо восстание фермеров, отказавшихся повиноваться элите. Еще одним бедствием мог стать «коллапс»: численность населения городов возросла до таковой степени, что оно не могло отыскать для себя пропитания. Так, тыщу лет спустя финансовая трагедия пресекла предстоящее развитие цивилизации майя (см. «З-С», 1/07).
Но история ольмеков – все таки другой случай. Не похоже, чтоб они исчерпали все ресурсы развития. И следов стихийного разрушения тут не видно. Городка не выжжены дотла, не разграблены. Их, если уместен таковой технический термин, «планомерно демонтировали». Памятники скоблили, стесывали, разбивали на части, а позже аккуратненько закапывали на близлежащих буграх. В истории не известны случаи, чтоб захватчики либо восставшие бедняки так уважительно обходились с поверженными святынями.
Может быть, ольмеки ритуально уничтожали свои религиозные центры? В позднейших культурах Месоамерики обычно числилось, что каждые 52 года завершается определенный актуальный цикл. После чего совершались разные церемонии, приносившие обновление. Может быть, эти верования всходят еще к временам ольмеков. И если ритуалы не приносили вожделенной помощи, а тяготы и неудачи только продолжали нарастать, то, может быть, перепуганные люди отважились пожертвовать старыми храмами и городом, в каком их праотцы прожили много веков? Что, если по этой причине и были покинуты Сан-Лоренсо, а потом Ла-Вента? В конце концов, это не 1-ые и не последние столицы, оставленные своим народом. Разве что тут, отбывая в новый город, обитатели прежней столицы торжественно хоронили сам ее дух, разбирая негожие святыни и отсылая их в королевство мертвых – закапывая в землю. Сейчас прошедшее не могло уже помешать им строить жизнь на новеньком месте. Боги же, которые, «должно быть, сошли с ума» и заместо блага стали нести только зло, были высланы в тот мир, откуда еще никто не ворачивался.
Статуи ольмеков
Кроме колоссальных голов, найдено еще практически три сотки монументальных скульптур, оставленных ольмеками. Идет речь сначала о стелах, установленных ими всюду, и циклопических алтарях. Наибольший алтарь достигал около 4 метров в длину, полутора метров в ширину и 1,8 метра в высоту.
Не считая того, ольмеки изготавливали маленькие статуи из терракоты, обсидиана, аметиста и горного хрусталя, но сначала из нефрита. Более выразительны так именуемые Babyfaces, «детские головки», либо Tigerfaces, «головы тигров». В их еще отчетливее, чем в колоссальных головах, выражено сходство с надутыми от гнева детками. Некие корчат стршные гримасы. Может быть, эти портреты как-то связаны с культом божества-ягуара? Может быть, ольмеки считали собственных властителей земными воплощениями «Великого ягуара»?
На это намекает и каменный алтарь, отысканный в Ла-Венте. В полукруглой нише под столешницей видна скорченная людская фигура – может быть, это жрец, – в то время как на краю стола выгравировано стилизованное изображение люто оскалившегося ягуара.
Ответ знает ветер
Похоже, археологам удалось ответить на вопрос, откуда ольмеки получали нефрит, из которого изготавливали свои качественные статуэтки. Как понятно, когда испанские конкистадоры захватили Америку, они всюду находили золото и серебро, но, к удивлению краснокожих, оставались флегмантичны к самому ценному, что есть на свете, – к «голубому нефриту», редчайшей голубовато-зеленой разновидности этого минерала, обычно окрашенного в беловато-зеленый цвет. Краснокожие использовали этот минерал, самое преждевременное, начиная с 1400 года до новейшей эпохи. Ольмеки вырезали из него людские фигуры и маски, призванные наводить кошмар. Но откуда они получали эти ценные камешки?
«Ответ знает ветер», – впору бы сказать археологам. Когда в 1998 году на Центральную Америку обвалился очередной ураган, он привел к бессчетным оползням. Тогда же в неких реках Гватемалы в один момент обнаружились целые россыпи голубого нефрита. Южноамериканский археолог Рассел Зейц, десятилетиями разыскивавший его месторождения, оказался чуть к этому знамению и принялся исследовать берега речушек в гористой местности на юго+востоке Гватемалы. Там он и отыскал, что находил: метровые стенки нефрита, отливавшие голубыми и зеленоватыми тонами. Археолог нашел тут и заброшенные древнейшие рудники, и остатки дороги, по которой краснокожие вывозили ценное сырье. Положение рудников хранилось в строжайшей тайне – из опасений, что сюда проникнут похитители.
Место, где есть письмена
Ольмекские письмена были обнаружены в каменоломне близ деревни Каскахаль («Место, где есть щебень»). Строители годами добывали тут камень, чтоб мостить дороги, а археологи с этим же упорством исследовали этот карьер в поисках старых реликвий. Когда в 1999 году рабочие нашли тут осколки глиняних изделий и глиняные статуэтки, находка заинтересовала археологов, и скоро на том же участке каменоломни была найдена незаметная, на 1-ый взор, плита, покрытая старыми иероглифами.
История камня из Каскахаля изумительна; некие ученые даже отрешаются веровать в «чудесное спасение» этой плиты. «Такого рода сенсационные находки, стопроцентно вырванные из археологического контекста, часто оказывались фальшивками, – признает Ханс Прем. – Вот почему заголовок статьи в Science – «Самая старая письменность Нового Света» – должен хотя бы сопровождаться знаком вопроса».
Источник: "Познание - Сила"
Александр ВОЛКОВ